Позитивизм и неопозитивизм как первые формы философии науки. Позитивизм и неопозитивизм как первые формы философии науки Сходства различия позитивизма и неопозитивизма

Еще в конце 19 - начале 20 века в западной философии оформляется позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Милль), высказавший идеи «положительного знания» и очищения философии от метафизических иллюзий. Позитивизм стремился обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к бурно растущему естественнонаучному знанию.

Так, О.Конт предложил признать положение о том, что наука должна опираться не на философию, а на самою себя; и это свершившийся факт. В ходе дальнейшего развития позитивизма мировоззренческая сторона научной деятельности постепенно «выводится за скобки». Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и познания, основных положений онтологии и гносеологии (Д. Миль, Г. Спенсер). Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание, методы которого автоматически переносятся на другие науки, в том числе социально-гуманитарные. Эти идеи позитивистской философии вполне объяснимы бурным развитием естественнонаучного знания в 19 - 20 веках, и необоснованностью претензий классической философии стать «фундаментом» наук, систематизируя и методологически выверяя их содержание. герменевтика феноменология структурализм фрейдизм

В ХХ веке развитие позитивизма связано с формированием неопозитивизма (Г.Фреге, Б.Рассел, Дж. Мур и др.) и аналитической философии (основатель - Л. Витгенштейн), позднее, со становлением постпозитивизма - Т.Кун, С.Тулмин, К.Поппер, П.Фейерабенд, И. Лакатос и др.

Главной своей задачей неопозитивизм считает анализ логических и математических конструкций, лежащих в основе построения научного знания. Здесь разрабатываются фундаментальные принципы, на основе которых, по мнению неопозитивистов, и развивается наука. Это:

  • -принцип верификации (необходимость сравнения положений науки с данными простого опыта),
  • -принцип конвенционализма (в основе принятия аналитических положений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции) ученых, выбор подобных положений определяется их ясностью, полезностью, простотой и т.д.),
  • -принцип физикализма (все предложения в эмпирических науках, в конечном счете, должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют общий базис - физику).

Аналитическая философия во главу угла ставит изучение языка (стихию языка), центральными проблемами здесь становятся понимание, смысл, коммуникация. Поскольку философия не дает нового знания, то её задача - осуществление анализа языковых и логических выражений, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей. Начиная с работ Д.Мура, неопозитивизм сближается с аналитической философией и переходит от анализа математических и логических структур к исследованию функционирования обыденного языка.

Аналитическая философия и постпозитивизм в своих рамках сформировали интересную и плодотворную философию науки См. также раздел «наука». Здесь приоритетным для исследования становится разработка анализа и динамики научного знания. Утверждается, что развитие науки есть процесс смены связанных между собой теорий, который обусловлен самими правилами исследования. Революции в науке, согласно идеям Куна, являются сменой господствующей парадигмы (общей научной картины мира), происходящей вследствие «взрыва» изнутри старой парадигмы. Основным критерием научности теории новая философия считает принцип её проверяемости (верифицируемость) и опровержимости (фальсифицируемость).

Как особый философский направление позитивизм сложился в 30-х годах XIX в. Первые положения позитивизма сформулировал французский философ Огюст Конт (1798-1857). Созвучные им были положения английских философов Джона Стюарта Милля (1806-1873) и Герберта Спенсера (1820-1903).

Основным принципом позитивизма утверждение: настоящее, "положительное" (Конт: "слово" положительное "означает реальное, в противоположность химерические") знания можно получить только как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, а философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Конт провозгласил решительный разрыв с философской ("метафизической") традицией. Он утверждал, что наука не нуждается философии, которая стояла над ней. Однако это не исключает существования синтеза научного звания, по которому можно сохранить старое название "философии". Так, философия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук. Ее претензии на раскрытие причин и сущности процессов или явлений, по Конту, должны быть выброшены из науки. Наука не объясняет, а только описывает явления и отвечает не на вопрос "почему", а на вопрос "как". Реальное знание дает лишь ощущение, фактическое существование чувственных вещей. Положительное оказывается тождественным содержания "ощутимо-фактического" существование. Но игнорирование вопросов причинности, сущности возникновения, становления действительности va других философских проблем привело к развитию агностического учение о непознаваемости объективной реальности, в сущность которой можно проникнуть только с помощью религии (в частности, по мнению Спенсера), а не с помощью науки.

В конце XIX в. позитивизм переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания, коренным пересмотром понятий в физике на рубеже XIX-XX вв. Ведь прогресс науки отрицал и обесценивал те "синтетические" обобщение, которые рассматривались позитивизмом как вечные и неоспоримые достижения науки. На смену так называемому "первому позитивизма" приходит "второй позитивизм".

Это заставило вновь поднять вопрос о месте философии в системе наук.

Превращен позитивизм вступает в новый, второй этап своего развития - эмпириокритицизм (махизм). Создателями его стали Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896). Классическим ньютоновской представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силу и т.д. Мах противопоставил релятивистское понимание этих категорий, утверждая, что они субъективны по своему происхождению. Мир, по мнению Маха, является "комплексом ощущений", а потому: задачей науки является только описание этих "ощущений".

Р. Авенариус центральным понятием философии считал опыт, в котором он стремится растворить противоположность материи и духа, физического и психического. Учение Авенариуса о "принципиальной координации" ("без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Объективную истину Авенариус подменяет биологической ценностью по "принципу наименьшей траты сил".

Попытки толковать реальность как ощущение и переживание привели к краху эмпириокритицизма (второго этапа позитивизма). На смену ему приходят новые виды позитивистской философии - нео и постпозитивизм.

Нео формируется в 20-е годы XX в.. Его основные идеи изложены в книге австро-английского философа Людвига Витгенштейна (1889- 1951) "Логико-философский трактат" (1921). Это - своеобразный манифест нео.

Впервые идеи нео четко проявились в деятельности Венского кружка, на основе которого сформировалась течение логического позитивизма. Здесь четко прослеживается эволюция позитивизма от обоснования научного знания к анализу языка, выражений человека, из которых выводится сущность мира и самого человека. Здесь под видом очищения философии от "псевдопроблем" и "псевдовисловлювань" устраняются с нее чисто философские проблемы.

По мнению неопозитивистов, очистке философии способствует разработанная ими процедура верификации (проверки). Она предусматривает проверку высказываний (терминов), непосредственное сравнение познавательных образов с фактами объективной реальности. По Витгенштейн, мир представляет собой совокупность фактов, и поэтому он является универсумом языка. В связи с этим задачей философии является четкость высказываний, предложений. Так, функцией философии является разъяснение деятельности человека в языковом мире. Философия - это не теория, а деятельность, целью которой является четкость высказываний.

Все высказывания и понятия, по мнению Витгенштейна, распределяются на осмысленные (истинные) и научно неосмысленные ложны, то есть бессмысленны. Человек должен оперировать только осмысленными положениями и понятиями. Дурацкими положениями и понятиями есть все философские положения и понятия, поскольку они являются наиболее общими и не поддаются верификации (проверке) и не могут быть сведены к первичным, атомарных высказываний, фиксирующих конкретный факт реальности.

Согласно этой логике бессмысленно, например, говорить: "есть материя", "Нет материи", "материя первична, сознание вторично» или спрашивать "есть Бог?" и т. д. Аналогично бессмысленными является понятие "капитализм", "коммунизм", "борьба за мир", "человечество", "фашизм", "безработица", "общественный прогресс" и т. Потому что эти "псевдоположення" и "псевдопонятиями» не обнаруживаются.

С этих позиций логические позитивисты и этику называют лженаукой, поскольку моральные высказывания не поддаются непосредственной эмпирической проверке.

В связи с тем, что нео не удалось найти научных критериев оценки высказываний, начинается новый цикл поисков, нео вступает (конец 50-х - начало 60-х pp. XX в.) К новому этапу своего развития - постпозитивизму.

У истоков постпозитивизму стоит австрийский философ Карл Поппер (1902-1994) - автор концепции "критического рационализма". К. Поппер сделал попытку преодолеть трудности, возникшие в логическом позитивизме и связанные с абсолютизацией роли эмпирических данных человеческого познания (субъективно понимаемых факторов). Он предложил заменить "верификацию", целью которой является установление истинности утверждений путем их подтверждения фактам, так называемой фальсификацией, то есть поисками фактов, которые не подтверждают, а опровергают определенное утверждение. Так, К. Поппер заявляет, что факты не могут подтверждать ни теоретического положения, но способны их опровергать. Любые утверждения немедленно разрушаются как только появляется хотя бы один факт, что им противоречит. Доказательство этому - судьба выражения "все лебеди белые", который был опровергнут, когда стало известно факт наличия в Австралии черных лебедей.

Таким образом, попперовской критический рационализм - механическая замена верификации фальсификацией. Это приводит к отказу признания объективной истины. Даже сам термин "истина" заменен термином "оправданность".

По сути, фальсификации не порывала с неопозитивизмом, логическим позитивизмом, как это стремился доказать сам Поппер. Фактически, он занимался подчисткой, а не критикой философских концепций, разрабатываемых неопозитивистами.

В отличие от классического рационализма XVII- XVIII вв. критическом рационализма Поппера чужая уверенность человека в его возможности познать окружающую действительность. Тотальный критицизм Поппера перерастает в иррационализм, поскольку он подвергает сомнению способности человеческого разума.

Философия Поппера противоречива. Идеалистические упражнения в его философии сосуществуют с глубокими мыслями о движении и роль познания субъективного мира человека.

Говоря вообще о философии Поппера, следует подчеркнуть, что она не вышла за пределы позитивистских принципов, хотя и является их своеобразным развитием. За эти пределы не вышли и другие представители "критической" оппозиции позитивизма и неопозитивизма, которые в философской литературе получили название "постпозитивизму".

В истории западноевропейской философии со времен ее появления в античности появляется направление, ориентированное на опытное познание, исследование конкретных природных процессов. Центральной фигурой здесь является Аристотель, полагавший философию наукой о первопричинах, занимавшийся конкретно¬научными изысканиями и систематизировавший имевшееся в его время знание.

В качестве же исторически более близких источников позитивистской философии можно назвать идеи английского эмпиризма (Ф. Бэкон, Дж. Локк): о феноменальности человеческого знания, индукции как единственно аутентичного природе опыта пути познания, о классификаторской деятельности как предназначении философии и т. п., а также некоторые установки, сформировавшиеся во французском Просвещении (Д’Аламбер, Кондорсе, Кондильяк, Гельвеций), — преклонение перед точными науками, прагматизм, прогрессизм. Симбиоз этих идей, вкупе с самостоятельными, оригинальными разработками, и явился основой генезиса позитивистской философии. Ее родовыми признаками, сохранившимися в течение XIX — и первой половины XX вв., стали следующие характеристики.

— Первая — это отказ от эссенциализма, т. е. от поиска и полагания метафизических первопричин и предназначений мироздания. Наука и позитивная философия ищут объяснения лишь опытных фактов.

— Вторая особенность позитивистской философии — это ее сциентизм, или стремление, ориентация на уподобление естественным наукам, их методам познания и критериям верного знания. Отсюда следует:

Безусловное принятие этой философией «естественной установки», общей как для науки, так и для житейского здравого смысла — необсуждаемого, бездоказательного убеждения в том, что чувства нас не обманывают, дают верную информацию о мире, и он есть таков, как находят его чувства;

Принятие в качестве методологических образцов получения позитивного знания описания и индукции.

— Третья особенность, воспринятая позитивистами от Просвещения, — это прогрессизм — телеологическое восприятие мира и человека в истории как развертывание некоторых, имманентных им качеств, в котором все «последнее» всегда оказывается высшим и лучшим. После Дарвина прогрессизм принял форму эволюционизма — теории, объясняющей развитие мира, живой природы и человеческого общества как постепенное, внутренне структурированное и самопричинное, прогрессивное изменение.

Основоположником позитивистской философии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857 гг.), который собственно и ввел термин «позитивная философия». Сам предикат «позитивная» обладает у него двойственным смыслом: реальное — т. е. фактически наличное, практически полезное, достоверное, определенно утверждаемое, точное, а также относительное. По мнению Конта, человечество проходит в своем развитии три стадии, которые означают также и три эпохи разных состояний человеческого духа, равно как и три фазы в биографии каждого индивидуального сознания.

■ На первой (теологической) человеческий ум объясняет явления природы при помощи персонификации и антропоморфизации, т. е. видит в явлениях природы существа или силы, сравнимые с самим человеком.

■ На второй (метафизической) человеческий ум производит абстракции, типа «природа», «дух», «бытие» и пр., считая свои интеллектуальные конструкции последней тайной мироздания.

■ И только на третьей (позитивной) человек обретает аутентичный содержанию опыта метод рассмотрения действительности, в котором он ограничивается наблюдениями за явлениями и установлением регулярных связей, которые могут существовать между ними либо в данный момент, либо во времени. Он отказывается раскрывать причины фактов и довольствуется обнаружением законов, управляющих ими.

Идея эволюции стала главной темой другого крупного представителя позитивизма — Герберта Спенсера (1820-1903 гг.). Предмет философии, по мнению Спенсера, — знания в разных науках, получаемые посредством описания явлений, которые она должна объединить и систематизировать. Своей многолетней писательской деятельностью он и попытался предпринять подобную систематизацию в виде философского учения о всеобщей эволюции. Его идеи можно представить в следующем виде.

Материя и движение суть проявления некоторого инвариантного объема общемировой «силы». Последняя представляет собой некую непостижимую реальность, о которой бессмысленно высказываться в субстанциалистском духе, т. е. как об определенно-устойчивом начале, праоснове мира, однако можно познавать ее «явления-символы» — материю и движение в их феноменальных представленностях (явлениях нам).

Общим законом эволюции мира является непрерывное перераспределение при общем поддержании равновесия (действие и противодействие равны и противоположны). Этот закон конкретизуется Спенсером в некоторых проясняющих дополнениях:

* об интеграции (соединении) и дезинтеграции (рассеянии) как главных «направлениях» движения перераспределения;

* об увеличении в геометрической прогрессии числа следствий структурных перемен в материи и движении;

* о всеобщности дифференциации как специфического вида дезинтеграции: в мире имеет место плавный переход из неопределенной бессвязной однородности в определенную и связную разнородность.

Отмеченные закономерности ведут к тому, что мир движется в целом от неопределенного к определенному, в целом ритмично, с общим сохранением всеобщего равновесия. Целостная формула эволюции выглядит у него следующим образом: развитие есть интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения, во время которого материя переходит от состояния (относительно) несвязной и неопределенной однородности к состоянию (относительно) определенной и связной разнородности, а неизрасходованное движение претерпевает аналогичное же превращение.

Если в «первом» позитивизме мы можем наблюдать преобладание социологизированных и натурфилософских построений, то эмпириокритицизм («второй» позитивизм XIX в.), утвердивший эмпиризм на немецкой почве, в гораздо большей степени занимается традиционными философскими проблемами — гносеологическими. Знаменательно, что основоположники эмпириокритической философии не ограничивали себя только философской деятельностью. Так, Эрнст Мах (1838-1916 гг.) был одним из крупнейших физиков своего времени, автором ряда значительных работ по механике, акустике и оптике. О его работах, посвященных критике механицизма в физике, высоко отзывался Альберт Эйнштейн. А Рихард Авенариус (1843-1896 гг.) был также и психофизиологом.

Философскими источниками взглядов Маха и Авенариуса были идеи Беркли, Юма и Канта, что и неудивительно, ибо радикальный эмпиризм более аутентичен для экспериментальной науки, нежели рационалистическое теоретизирование. Их влияние прослеживается в основных идеях эмпириокритицизма. Рассмотрим их содержание.

Первая идея определяет главное условие опыта. Это известный тезис принципиальной координации субъекта и объекта. «Я и среда», — утверждает Авенариус, — являются не только оба первоначально находимыми в одном и том же смысле, но и всегда — оба первоначально находимы вместе». В этом тезисе можно видеть явное влияние Беркли с его знаменитым утверждением «быть — значит быть воспринимаемым» (без субъекта нет объекта). Авенариус же добавляет сюда и обратную зависимость: и без объекта нет субъекта, или сила восприятия сопряжена с материей как таковой. Тем самым достигается чувство объективизма, т. к. значения опыта отождествлены со значениями «мира самого по себе». А раз нет раскола мира на «дух» и «материю» и все есть опыт, то можно теоретически вполне легитимно строить из значений опыта картину значений мира. Собственно говоря, именно из этой же посылки будут впоследствии исходить и неопозитивисты.

Вторую идею можно отнести к характеристике содержания опыта, понятого в значениях «принципиальной координации». Если субъект и объект составляют собой взаимозависимый и взаимоопределяющийся комплекс, то вполне логичным будет предположение о том, что его содержание образуют некоторые общие составляющие, меняющие свои значения в зависимости от ориентаций на полюса «субъекта» или «объекта» взаимосвязанного целого. Это нейтральные элементы, а коль скоро все, с чем мы имеем дело, — опыт, то эти элементы есть ощущения (точнее, некоторые значения наших ощущений). Положение о нейтральных элементах опыта, которые сами по себе не физичны и не психичны, оказали заметное влияние на последующую традицию англо-американского реализма.

Третья идея эмпириокритицизма определяет главную причину и механизм возникновения заблуждений, которые дезориентируют наше познание. Это интроекция — человеческая способность к созданию субъективистских проекций объектов в своем мышлении, искусственному «отгораживанию» этих «удвоенных объектов» от реальных объектов в некий внутренний, идеальный мир, якобы противостоящий внешнему миру.

Если Кант считал способность спонтанного продуцирования представлений и идей, которым не соответствует никакая реальность, необходимым и неустранимым следствием общей креативной силы самосознания, то Авенариус, похоже, считал это лишь историческим заблуждением, которое можно преодолеть в случае его осознавания людьми.

Поэтому он провозглашает программу «очищения опыта». Это означает очистить все высказываемое от посторонних, т. е. не отвечающих природе опыта, привнесений (результатов интроекции).

Подобные привнесения Авенариус разделил на два рода: ценностные и антропоморфные. Первые из них — это этические и эстетические оценки, присоединяемые наивным мышлением к предмету и рассматриваемые им так, как если бы они характеризовали сам предмет. Так, мы называем солнце «ласковым» или погоду «прекрасной», что, естественно, выражает, скорее, наше отношение, нежели свойства погоды или солнца.

Антропоморфные проекции делятся Авенариусом на три группы:

* мифологические — представления о желающем и действующем «я», якобы живущим в нашем теле;
* антропологические — представления о том, что телесные движения осуществляются под воздействием страстей души: гнева, любви, желания и т.п.;

* интеллектуально-формальные — наиболее общие понятия, типа «необходимость», «сила», «субстанция», «причинность» и т. п., которые представляют собой произвольно сконструированные проекции, не имеющие соответствующего сертификата ощущений.

Подобным образом очищенный опыт и есть адекватный предмет познания, на основе постижения которого можно, используя простое, экономное описание наблюдаемых непосредственно событий (принцип экономии мышления) при помощи простейших средств и способов, дать верную картину действительности.

Подводя итоги рассмотрения генезиса первой формы философии науки в XIX в., следует сказать, что она представляет собой новое качество эмпиризма в сравнении с XVII-XVII вв. Данное качество состояло в сциентификации философии (термин Дж. С. Милля).

Это означает:
- отказ от решения «метафизических» проблем и поиска «первопричин», как псевдопроблем;
- широкое заимствование методологических идей и принципов из естествознания и их некритическое использование в философии в качестве универсальных средств («эволюция» у Спенсера, «принцип экономии мышления» у Маха и Авенариуса);
- доверие исключительно к эмпирически-наглядному, фиксируемому и демонстрируемому.

Неопозитивистская философия и по названию, и по проблематике представляет собой органичное продолжение эволюции той части мировой философии, которая устойчиво ориентируется на обслуживание науки и симбиоз с ней. Она является концептуальным продолжением позитивизма О. Конта и Г. Спенсера, эмпириокритицизма Э. Маха и Р. Авенариуса. Вместе с тем имеются и существенные различия, обусловленные изменением характера самой науки — углубления математизации и логизации ее понятийно-категориального аппарата, в коем процессе немалые заслуги принадлежат неопозитивизму. Критика неопозитивизма также является исходным основанием для развития современной формы философии науки. Поэтому мы остановимся сначала на суммативной характеристике взглядов философов, принадлежащих к теоретическому направлению, называемому неопозитивизмом.

Под неопозитивизмом понимаются прежде всего такие его теоретические версии, как логический позитивизм и физикалистский анализ, представляющие собой, по существу, одно направление с небольшими внутренними различениями. Идеи логического позитивизма разрабатывались философами, входившими в начале 20-х — середине 30-х гг. XX в. в так называемый «Венский кружок»: Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Густав Бергман, Курт Гедель, Фридрих Вайсман и Герберт Фейгль. С начала 30-х гг. часть философов «Венского кружка» вкупе с «Берлинской группой» (Ганс Рейхенбах, Карл Гемпель и др.) модифицируют свои взгляды в «физикализм». Рассмотрим их основные идеи.

Неопозитивизм выступил с заявкой на кардинальную реформу философии, ее задач и предмета. Они считали, что философы должны, наконец-то, четко уяснить себе характер своей деятельности, которая заключается в определительной, мысленной работе — работе со значениями, смыслами, соотносимыми с реалиями человеческого окружения. Поэтому именно анализ значений, смыслов и их лингвистических выражений, а не спекуляции по поводу «свойств» и «сущностей», и составляет настоящий предмет философствования.

В качестве примера можно привести концепцию Карнапа о предложениях языка. Все предложения, имеющие содержательный характер, Карнап разделил на три группы: вне-смысловые, псевдо-смысловые и осмысленные.

— Вне-смысловые — это просто совокупности слов, внешне подобные предложению, но принципиально лежащие вне сферы смысла (например, «Безбрежное утомление паровоза не любит, а бывает и в горку розовым образом» и т. п.).

— Псевдосмысловые предложения (или неосмысленные) — это и есть традиционно-философские предложения. Подобный вывод Карнап делает, ссылаясь на три основания: либо дело в том, что философские предложения оказываются составленными из псевдопонятий, либо входящие в них понятия соединены в предложения по правилам, не совместимым с грамматикой и логикой, либо же эти предложения получены из других предложений в нарушение коренных принципов логической дедукции. В качестве примеров псевдопонятий Карнап указывает такие, как «абсолютная идея», «воля к власти», «вещь-в-себе» и др., ибо им не соответствует ничего в фактической (физической) действительности. Поэтому они не могут быть «истинными» или «ложными». Псевдопредложения же возникают вcлeдcтвие того, что термины, сами по себе не вызывающие возражений, соединяются посредством связей, противоестественных с логико-грамматической точки зрения. Так, к примеру, лишены научного смысла такие высказывания, как «ничто переходит в бытие» Гегеля, или «ничто ничтоженствует» Хайдеггера, поскольку они образованы в нарушение правила, запрещающего приписывать значению «ничто» какие-либо предикаты.

— Настоящей же областью философского исследования может быть только сфера осмысленных высказываний, т. е. тех, которые можно соотнести с опытом прямо или опосредованно. Соответственно логические позитивисты разделили все осмысленные познавательные высказывания на аналитические и эмпирические.

Неопозитивизм также вводит непременное требование верифицируемости (эмпирической проверяемости) всех осмысленных высказываний. Действие принципа верификации в функции критерия истинности и ложности таково: предложение истинно, если оно подтверждается фактами-переживаниями, предложение ложно, если оно опровергается фактами-переживаниями. Далее неопозитивисты полагали, что все эмпирические высказывания можно свести либо к языку непосредственного опыта, т. е. буквально их пережить, чем подтвердить их, либо записывать данные опыта особо сконструированным физикалистским языком — языком наблюдаемых физических объектов как наиболее предпочтительный для науки (например: «это — круглое, находящееся в 30 см от меня, фиолетовой части спектра, остро пахнущее, имеющее температуру 36 градусов по Цельсию, тело» и т. п.).

В целом, однако, неопозитивистская модель науки оказалась неудовлетворительной. Это обусловливалось следующими теоретическими недостатками:

> Строгая демаркация науки и философии оказалась невозможной, ибо в самой науке стали явственны необходимые для ее функционирования ценностные ориентации, метафизические модели, мировоззренческие «каркасы» и т. п. Было выявлено, что в научном исследовании и процессах принятия решений велика роль психологических особенностей, эмоциональных предпочтений, групповых пристрастий института лидерства и мн. др.

> Идеалы неопозитивизма — «непосредственное данное», «факты» как опора достоверного знания — оказались неправомерными абстракциями, не соответствующими реальному обстоянию дел. Значение фактов, как оказалось, уже изначально теоретически «нагружено», т. е. содержит в себе уже неявную предварительную работу нашего разума — в виде априорных форм познания и социальных установок.

> Представление о науке как только о кумулятивном и эволюционном процессах приращения знаний также оказалось неверным.

Позитивизм . Вторая историческая форма позитивизма возникла в конце XIX - начале XX вв. Его основные представители:

Немецкий физик Э. Мах;

Швейцарский философ Р. Авенариус;

Французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре;

Английский математик и философ К. Пирсон. Этот позитивизм являлся философией реализма и утверждал, что любое научное знание (физическое, астрономическое, биологическое и т. п.) есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

Эта форма позитивизма получила название махизма. В философии махизма преобладают субъективно-идеалистические идеи.

Третья историческая форма позитивизма появляется в 20-е гг. XX в. Ее родоначальником стал Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета. В Венский кружок входили: М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн и др.

Эта форма позитивизма получила название логического позитивизма. Логический позитивизм развивается как аналитическая философия, которая, в свою очередь, разрабатывается в двух направлениях:

Логического анализа философии с применением аппарата современной математической логики;

Лингвистической философии, отвергающей логику как основной метод исследования и занимающейся исследованием типов выражений обыденного языка, в том числе когда он употребляется для разработки философских понятий.

Неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Многие из них были философски традиционны, например, проблема соотношения чувственного и рационального в познании; другие – совершенно новые, например, проблема факта, веры познания и творчества, логики познания.

Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации, т.е. сравнение всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда, его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Согласно неопозитивизму, большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами. Они должны быть исключены из философии. Современный позитивизм, или неопозитивизм, не только унаследовал основные черты первоначального позитивизма, но и добавил к ним другие требования этой доктрины.

14. Философия антропологии(Шопенгауэр и Нитше)

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле - философское учение о природе и сущности человека; в узком - направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук - психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Артур Шопенгауэр (1788–1860). Одной из ярчайших фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр, который был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Гегеля. В основе мира, согласно Шопенгауэру, лежит воля, которая подчиняет себе интеллект.

Насколько воля сильнее интеллекта, по словам Шопенгауэра, можно судить по собственным поступкам, потому что почти все они продиктованы не доводами разума, а инстинктами и желаниями. Самым сильным инстинктом в жизни является половая любовь, т. е. продолжение рода, а на самом деле - воспроизводство новых поколений для страданий, мук и неминуемой гибели.Шопенгауэр отрицал все догматы христианства, в том числе и бессмертие души. По мнению Шопенгауэра, господство мирового зла и вера в Бога несовместимы.

Фридрих Ницше (1844–1900). Фридрих Ницше - немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.По мнению Ницше, мир - это постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же».

Вслед за Артуром Шопенгауэром Ницше в основе мира называл волю:

Как движущую силу становления;

Как порыв;

Как «волю к власти»;

Волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральное понятие у Ницше - идея жизни. Он родоначальник направления, которое называется философией жизни

В предыдущей лекции было сказано о том, что философская программа позитивизма в целом не оправдала себя, позитивистские построения на определенном этапе вызвали серьезную критику. Однако позитивистские замыслы не ушли в небытие, а сохранялись на протяжении ХХ века в регулярно коренным образом трансформирующемся виде.

Новая форма позитивизма стал неопозитивизм. Он, в целом, сохраняет главные позитивистские устремления, развивая их на материале естественных наук первой половины ХХ века. Противопоставляя науку философии, представители неопозитивизма считали, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Традиционные философские вопросы объявлялись бессмысленной метафизикой на том основании, что они формулируются с помощью терминов, которые являются псевдо-понятиями, так как их определения не допускают какой-либо опытной проверки (например, “абсолют”, “субстанция”). Именно условие обязательной опытной проверяемости знания стало основанием для введения принципа верификации – установления истинности всех суждений, претендующих на научный статус. В отличие от первого позитивизма (Конт, Спенсер, Милль), неопозитивизм видел задачу не в систематизации и обобщении данных конкретных наук, а в деятельности по анализу языковых форм знания.

Предметом философии, по мнению неопозитивистов, должен быть язык, и прежде всего язык науки, как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке. Метафизика теперь рассматривается не просто как ложное учение, к как лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Большую роль в становлении неопозитивизма сыграл английский ученый Бертран Рассел. Основные идеи неопозитивизма формировались в рамках деятельности так называемого Венского кружка, главными представителями которого были Мориц Шлик, Отто Нейрат, Рудольф Карнап. К кружку примыкал также Людвиг Витгенштейн.

Философия Бертрана Рассела (1872-1970) в значительной мере является попыткой соединить два различных принципа – принцип эмпиризма, согласно которому все наше знание происходит из опыта, и убеждение, традиционно считающееся рационалистическим, в том, что логика составляет сущность философии. Иными, словами, Рассел стремился соединить некогда абсолютно антагонистические теоретико-познавательные замыслы Р. Декарта и Ф. Бэкона.

На определенном этапе Рассел предпочитал называть свою концепцию в философии логическим атомизмом , который исходит из того, что все сложные явления сводимы путем анализа к простым качествам, обозначаемыми своими логическими именами. Рассел говорил, что “мир содержит факты, которые являются тем, чем являются, независимо от того, что бы мы о них ни думали”. Логический атомизм Рассела требует, чтобы элементы атомарных предложений познавались, сохраняя свою логическую независимость. Это познание должно быть основано на чистом опыте, без примеси вывода. Из этих простых элементов как из кирпичиков строится все научное знание. Понятно, что такое знание весьма схематично и ограниченно, но в этом обстоятельстве – день идее создания “чистого”, формально-логически безукоризненного языка науки.

Людвиг Витгенштейн (1889-1951) – ученик и сотрудник Рассела; на поздних этапах, однако, они вели между собой ожесточенные споры. В то время как Рассел рассматривал логику как науку о законах мышления, Витгенштейн видит в ней форму самой реальности. Логика поэтому не просто наука среди других наук, а такая наука, которая имеет абстрактный и окончательный характер.

Факты, которые представляют предложения, по мнению Витгенштейна, являются возможными фактами. Он описывает такие возможные факты как “атомарные”, и эти факты делают предложения истинными или ложными. Предложение истинно, если определенные атомарные факты существуют, и ложно если они не существуют. Истинность сложного предложения определяется значением истинности его компонентов. Все это напоминает рассуждения Рассела.

Витгенштейн говорит о предложениях этики, эстетики, религии, метафизики как о бессмысленных, потому что они используют язык в тех сферах, где он бессилен, ибо пытается передать невысказываемое . Подвластны языку лишь положения естествознания, так как здесь логическое может иметь фактуальное соответствие. Таким образом, Витгенштейн стремится дать строгое разграничение тому, что выразимо в языке и что невыразимо. Он пишет: “Правильный метод философии в действительности был бы следующим: ничего не говорить за исключением того, что может быть сказано, т.е. предложений естествознания, т.е. того, что не имеет ничего общего с философией, и затем тогда, когда кто-нибудь хочет еще сказать нечто метафизическое, демонстрировать ему, что он не в состоянии придать смысл определенным знакам в его предложениях”.

Следует заметить, что при всех находках и завоеваниях неопозитивистов, при всем непреходящем значении некоторых идей Рассела и Витгенштейна, программа неопозитивизма по созданию абсолютно адекватного языка науки оказалась нереализуемой. Устранение метафизических высказываний даже из естественнонаучных теорий оказалось невозможным без ущерба для этих теории, а фактически – их полного разрушения. Полная формализация языка и научной теории оказались утопией, а принцип верификации – действующим в значительной степени избирательно.

В 60-е годы, когда основные идеи неопозитивизма были поставлены под сомнение, формируется новый взгляд на науку и соответственно новый этап позитивизма – постпозитивизм. Постпозитивизм отходит от ориентации на логический анализ языка науки и обращается к проблеме исторического развития научного знания.

Карл Поппер поставил скромную, по сравнению с замыслами предшествующих позитивистов, задачу отделения (демаркации) научного знания от философии. Впротивовес принципу верификации он обосновывает для этой цели принцип фальсификации , согласно которому любое научное знание, в отличие от философского, принципиально опровержимо. Фальсифицируемость научных утверждений не является их негативной характеристикой – она указывает на процесс постоянного уточнения знаний, их смены более адекватными и близкими к истине. Утверждения же философии подчиняются принципиально иным законам.

Томас Кун развивает так называемую парадигмальную концепцию науки, согласно которой развитие науки подчинено не внутренней логике исследуемого предмета и не методологическим принципам исследования, а деятельности и конкуренции научных сообществ. Кун выделяет два наиболее важных момента в процессе развития науки: этап “нормальной науки” (осваивающей действительность в рамках некоторой парадигмы, образца) и этап “научной революции” (когда старая парадигма исчерпана и в ходе конкуренции научных сообществ выдвигается новая).

Пол Фейерабенд выдвигает концепцию “анархистской эпистемологии”, согласно которой развитие науки полностью подчинено произволу исследователей, наука при этом выступает не способом познания действительности, а всего лишь сферой деятельности (времяпровождения) ученых. На этом основании Фейерабенд предлагает науку как идеологию научной элиты лишить центрального места в обществе и уравнять в правах с религией, магией, мифом.

Сегодня, однако, построения постпозитивистов – также ушли в прошлое. Но наука остается важнейшим социальным институтом, и почва для новой фазы позитивизма – далеко не утрачена.