Как появились духоборы. Духоборы

ДУХОБОРЫ, пацифистская, общинная религиозная секта, возникшая в России в 18 в. В настоящее время большинство духоборов проживает в западных областях Канады. Секта духоборов, насчитывающая ок. 21 000 членов, откололась от Православной церкви. Одним из принципов их учения является отказ признавать любую мирскую власть. Духоборы верили, что Бог неотделим от человека. Иисус Христос , Сын Божий, есть воплощение духа благочестия и добродетели; духовные вожди духоборов – это новые воплощения Иисуса Христа. Обрядность у духоборов сведена к минимуму: они не признают священства и отрицают все внешние таинства , в том числе таинства крещения и брака.

Секта духоборов возникла ок. 1740 в Екатеринославской губернии. Ее основателем считают безвестного отставного офицера прусской армии, проповедовавшего непротивление и религиозный индивидуализм. Пренебрежительно именуемые Православной церковью «духоборцами», т.е. борцами против Святого Духа, они с гордостью приняли это прозвище и начали активно заниматься прозелитизмом среди крестьян. Их вера в равенство всех людей и отказ подчиняться любым властям, как светским, так и церковным, обеспокоили правительство, и секта подверглась гонениям – сначала при Екатерине Великой, а затем при Павле I. В 1801 Александр I переселил духоборов в район Азовского моря, где те создали богатые и процветающие поселения. Однако в 1841 вожди духоборов, отец и сын Калмыковы, были заподозрены в подготовке бунта, и общину переселили еще дальше на юго-восток, в Грузию. В 1887 члены секты отказались подчиняться закону о воинской повинности, что вызвало новые репрессии. Однако благодаря вмешательству Льва Толстого приблизительно 7000 членов секты смогли покинуть Россию в 1898 и 1899 и поселились в Саскачеване (Канада).

Канадская община духоборов успешно прижилась на новом месте и почти сразу же стала распространяться на Запад, в Альберту и Британскую Колумбию. В 1903 к ним присоединился их духовный лидер, Петр Веригин, освобожденный из сибирской ссылки царским правительством. Вскоре среди духоборов вспыхнули споры относительно авторитета Веригина и по вопросу о земельных владениях. В 1924, после убийства Веригина, секта духоборов раскололась. Самая радикальная фракция, «Сыны свободы», насчитывает около 3000 членов. Члены этой общины отказываются посылать своих детей в школы и неоднократно демонстрировали свое неприятие современной жизни. Однако большинство духоборов, продолжая уклоняться от воинской повинности, вместе с тем все в большей степени идут на сотрудничество с властями. Многие духоборы по-прежнему подчиняются авторитету представителей семьи Веригина.

Духоборы

Одна из сект «духовных христиан». Возникла в Российской империи в середине XVIII в. Верили в воплощение Святого Духа в живых людей, Отрицали роль духовенства, стремились непосредственно общаться с Богом. Вместо Ветхого и Нового Заветов почитали свою «Животную книгу».

Сами представители данного течения предпочитают называть себя духоборцами. По поводу происхождения этого названия есть разные мнения. Согласно одному из них, так назвал сектантов Украины архиепископ Амвросий, с сокрушением отмечавший их нежелание принять православие. Таким образом, получалось, что духоборцы борются со Святым Духом, ставят, его ниже Бога-Отца (как, например, иконоборцы боролись с почитанием икон). Но духоборцы, пожалуй наоборот, относятся к Духу (правда, в несколько ином понимании) очень уважительно. Они уповают на Дух, и в их псалмах поется: «духовным мечом воюем». Так что, возможно, название как раз говорит о том, что сектанты считали себя борцами за «дух» и за «истину», за «одухотворение омертвевшей в православии веры».

Возникла эта секта в середине XVIII века как одно из ответвлений того течения, которое можно назвать российским протестантизмом. Как и их западные собратья, духоборы отрицали необходимость духовенства, икон, «рукотворную церковь». Однако в отличие от большинства протестантов, которые тщательнейшим образом изучают Библию, духоборы довольно равнодушно относятся к Священному Писанию.

Многие исследователи объединяют духоборов с молоканами в одно течение - духовных христиан. Сами представители этих сект время от времени спорят, кто от кого отделился. Одним из первых руководителей у духоборов был Илларион Побирохин, а у молокан - Семен Уклеин, они были родственниками и даже некоторое время учительствовали вместе.

Движение духоборчества возникло в несколько иной среде, чем хлыстовство. У духоборов среди первых приверженцев учения были зачастую вполне зажиточные селяне. Как следствие - духоборы были менее суеверны и не так обременены патриархальными традициями.

Не исключено, что идеи течения начали проповедоваться одновременно в разных местах: в Екатеринославской и в Тамбовской губерниях. Среди первых идеологов духоборческого движения называют нескольких людей, в том числе Силуяна Колесникова.

Дом Силуяна был своеобразным лекторием для жителей окрестных сел. Колесников имел ораторские способности, был грамотным. В его родне верующим по воскресеньям читали книги религиозного содержания - в частности перевод произведения мистика Эккартгаузена «Ключ разумения, или Таинство», в котором (как и в любой мистической литературе) много говорилось о личном понимании и чувстве Бога. Колесников и сам произносил речи в таком же духе. Воскресенья у Силуяна стали настоящими религиозными собраниями зарождающейся секты. После смерти проповедника его учение широко распространили сыновья - Кирилл и Петр. Впоследствии среди духоборов было немало грамотных людей, знакомых с западной религиозной литературой, владеющих иностранными языками.

Другим лидером духоборов стал оптовый торговец шерстью Илларион Побирохин. В свое время он начал проповедовать, что спасение идет не по книге, а по духу и от духа; хранится оно не в Библии, а в некоей «Животной книге», в живой памяти. В поддержание таких идей была разработана теория о том, что Троица нераздельна, а Иисус Христос является божественным разумом, который переселяется из одних верующих в других. Так что Святой Дух был теперь и в самом Побирохине.

Илларион назвал себя Сыном Божьим и окружил себя 12 апостолами-архангелами и 12 «смертоносными ангелами». Первые помогали Побирохину в распространении веры, вторые выполняли административные (в том числе и карательные - против отступников) функции. Дело в том, что Илларион считал себя вправе судить весь мир.

В появлении дюжины «смертоносных ангелов» вокруг лидера секты сразу отразилась одна из важных особенностей нового движения. Духоборство стало своеобразным инструментом в руках зажиточного крестьянства, стремившегося усилить свое социальное влияние в сельском обществе. Религиозные догматы обосновывали право руководителей общины на довольно серьезную эксплуатацию рядовых членов организации. Именно вожди распоряжались общей кассой, среди духоборов существовало четкое разделение на крупных землевладельцев и батраков.

Почитатели Побирохина стали называть его кормильцем «духовной пищей». К учению Силуяна Колесникова «кормилец» добавил ряд представлений анабаптистского характера: отрицание необходимости крещения младенцев, общность имущества, отрицание государственной власти.

Духоборы полагали, что православие - это религия, мертвящая «Дух и истину». «Бог есть дух, - считали духоборы, - Бог есть слово, Бог есть человек… Тело ваше - храм… Дух Божий живет в вас, оживотворяет вас».

Духоборы не почитают Ветхий и Новый Заветы. Для них основная книга - «Книга животная». Сектанты полагают, что она создана духом боровшихся за свою веру духоборов. Помимо вероучения, в книге излагается и история духоборческого движения. Текст приводится в виде стихов-псалмов, записываемых и, главное, заучиваемых с детства. (Важно отметить, что отношение к печатному слову у духоборов вообще скептическое, поэтому и передавали они свои принципы и стихи, в первую очередь, из уст в уста, «от сердца к сердцу».)

Дух, как считают духоборы, давал верующему откровение, которое помогало раскрыть истинный смысл любых религиозных писаний (в том числе и Библии, истинное ее содержание было якобы «сокрыто за добавлениями и искажениями, внесенными сынами Каина»).

Особым уважением пользуется в общинах лидер. Считается, что в него вселяется душа Христа, а затем передается по наследству. Так что постепенно в движении духоборов установилась своеобразная теократическая монархия. Все это давало возможность одной семье сосредоточить в своих руках и материальные ценности, и широкие административные полномочия.

Духоборы не признают миф об Адаме и Еве и считают, что в Адаме падение только проявилось, но оно происходит постоянно, и каждый грешит и спасается сам. Соответственно, борцы за дух не признают искупительную жертву Иисуса. Вообще, по представлениям сектантов, вся история человечества - от Адама до воскресения Христа - повторяется в каждом человеке, в зависимости от того, какое состояние он переживает.

Согласно положениям духоборческой веры, в основе мира лежит борьба духа и плоти, т. е. добра и зла. Пышное отправление культа идет от плоти, поэтому духоборы придерживаются веры по внутреннему убеждению, скромности в культовой практике как наиболее подходящей для веры по духу.

Из положений о духе вытекает и отрицание официальных властей светских и духовных. Духоборы резко выступали против государства и православной церкви. От мира зла и насилия сектанты уходили в свой собственный мир - общину. Они проповедовали общность имущества, равноправие всех людей, духовную свободу, коллективное ведение хозяйства.

Хотя равноправия, а уж тем более безвластия на самом деле в духоборческой среде совсем не наблюдалось. Руководители секты практически обожествлялись, хотя и в меньшей степени, чем у хлыстов - во всяком случае, никаких культовых действий они не совершали. Были и своеобразные пророки - «воистинные люди», «истинные сыны божии, Христы». Они передавали свой сан по наследству.

Как уже было сказано выше, духоборы отрицают иконы, а также кресты, свечи и т. п. Детей не крестят, а читают над ними псалмы.

У духоборов совершались ежедневные богомоления (утром, перед едой, после еды и перед сном), собеседования после молений, похоронный и свадебный обряды. Тамбовские духоборы совершали обряд целования после собрания - мужчины с мужчинами, женщины - с женщинами. Совершать моления на языке духоборов звучало как «кланяться». Кстати, кланялись они друг другу и при встрече, и при расставании.

Молитвенные помещения оборудовались в домах верующих. Один угол украшался полотенцами («утирками»), в комнате стояли скамейки и стол. Торжественные собрания проводились по воскресеньям и праздникам. Старцы читали вслух нараспев псалмы и стишата из «Животной книги», а остальные присутствующие подхватывали последние слова псалмов. Некоторые стихи из книги исполнялись на музыку известных русских народных песен.

От своих единоверцев духоборы требовали соблюдения определенных этических правил (добродетелей): смирения, целомудрия, терпения, поста, братолюбия. Необходимо было также избегать грехов - гордыни, сребролюбия, блуда, гнева, зависти и уныния.

Духоборческая вера в равенство всех людей и отказ подчиняться любым властям, как светским, так и церковным, обеспокоили правительство, и секта подверглась гонениям - сначала при Екатерине Великой, а затем при Павле I.

Наконец, в 1802 г., император Александр I предоставил сектантам земли на реке Молочной в Мелитопольском уезде. Переселение духоборов проводилось на таких условиях: 1) на каждую переселявшуюся душу выделялось 15 десятин земли; 2) духоборы на пять лет освобождались от государственных податей (налогов); 3) для обустройства на новом месте семье выдавалось 100 рублей. Эти льготы вызвали у многих православных жителей желание переселиться на Молочные Воды. Как писал новороссийский губернатор, «многие простолюдины покушились принять ересь духоборцев для того единственно, чтоб воспользоваться дарованными им выгодами». Тогда-то и решили давать льготы (за исключением надела земли) только для тех, «которые были в ссылке и претерпели разорение».

Духоборческие колонии были поручены попечению местного начальства. Новоприбывшим было дозволено именоваться мелитопольскими поселенцами, «дабы тем изгладить в памяти самое имя, возбуждавшее к ним ненависть и обиды». Впоследствии духоборов освободили от присяги.

В связи с увеличением количества жителей им был выделен дополнительный участок земли. В итоге собственные и арендуемые земли духоборов составляли свыше 52 тысяч га.

История сохранила имя еще одного из духоборческих лидеров - Капустина. Он провозгласил общность всех земель и имущества, но при этом оставил право распоряжаться ими за собой. Уже через некоторое время в секте появились богачи, получавшие от Капустина больше, чем другие. Такие духоборы использовали батрацкий труд недухоборческого населения. В их руках оказался и административный общинный орган - «совет тридцати», который в конце концов отменил постановление об обобществлении имущества.

«Совет тридцати» на некоторое время превратился в своеобразный инквизиторский орган в среде духоборов и приговорил немало инакомыслящих к смертной казни. Когда делом занялись российские судебные исполнители, им удалось раскрыть более 20 убийств, совершенных по приказанию совета. Местом исполнения приговоров был остров при впадении реки Молочной в Азовское море.

В 1841 г. вожди духоборов, отец и сын Калмыковы, были заподозрены в подготовке бунта, и общину переселили еще дальше на юго-восток, в Грузию. Лидером секты стала Лукерия Калмыкова.

Самоизоляция духоборов усилилась. Возникла целая область, которую соседи называли Духоборией - своеобразное государство в государстве.

Усилилось и социальное неравенство среди членов духоборческих общин. Вожди секты уже могли создавать крупные капиталистические производства с десятками тысяч рабочих рук, прикрываясь при этом положениями о построении Царства Божьего на земле. В результате нарастающих противоречий секта духоборов раскололась на две партии. Малую партию (с руководителями - крупными собственниками) возглавил Губанов из села Горелого. В нее вошли около двух тысяч человек. В руках малой партии оказалось около 100 тысяч рублей капитала. Большой партией бедняков (11 тысяч человек) руководил Петр Веригин.

По совету Веригина духоборы приняли жизнь коммуной, отказались от алкоголя и табака как вредящих здоровью и духовному развитию вредных привычек и признали вегетарианство и пацифизм из уважения к святости человеческой жизни.

В 1887 г. радикальные члены секты отказались подчиняться закону о воинской повинности, что вызвало новые репрессии. А 29 июня 1895 г. члены партии Веригина совершили еще одну примечательную акцию - они сожгли оружие, которое, как полагали, необходимо только для защиты зла.

Уже вскоре (1898–1899) духоборы из этой партии (примерно 7–8 тысяч человек) эмигрировали в Канаду. При этом им оказал большую помощь очень уважительно относившийся к сектантам Л. Н. Толстой. Недавно в Канаде потомки переселенцев поставили ему памятник. Определенную поддержку получили эмигранты и от общин квакеров, религия которых - отсутствие обрядности, желание получать откровение посредством Духа и особенно отрицательное отношение к армии и оружию - сближала их с российскими духоборами.

В 1903 г. к своим единоверцам в Северной Америке присоединился освобожденный из Сибири Петр Веригин. Первым местом поселения духоборов стала провинция Саскачеван. Вскоре началось и переселение на запад страны.

Сектантам разрешили жить согласно их верованиям. Но вскоре власти потребовали от них принести клятву преданности английской королеве. Когда многие отказались подчиниться, канадские власти экспроприировали без какой-либо компенсации 260 тысяч акров земли, ставшей пригодной к возделыванию в результате коллективной обработки. В 1908–1911 гг. 6 тысяч духоборов последовали в Британскую Колумбию, где они основали христианскую общину Всемирного братства.

Общинники отличались трудолюбием и хозяйственностью. Доходы коммуны позволяли удовлетворять общественные, материальные, культурные и духовные нужды ее членов, общинная собственность оценивалась в несколько миллионов долларов. Однако в секте произошел раскол после загадочной гибели на железной дороге Петра Веригина в 1924 г.

Самая радикальная фракция духоборов, «Сыны свободы», насчитывает около 3 тысячи членов. Члены этой общины отказываются посылать своих детей в школы и неоднократно демонстрировали свое неприятие современной жизни.

Основную же массу духоборов возглавил Петр Веригин-младший. В 1939 г., после его смерти, духоборы избирают своим духовным лидером его сына - еще одного Петра Петровича Веригина, но он вскоре умирает в России (он был арестован советскими властями по неизвестным причинам). Его дело подхватил 18-летний сын Джон Веригин. Во время Второй мировой войны он отстаивал пацифистский статус духоборов, затем восстанавливал право на владение бывшими землями коммуны и боролся против внутренних фанатиков. В 1960 г. Джон Веригин был провозглашен почетным главой движения.

В коммуне продолжают хранить некоторые славянские традиции - вроде подношения хлеба с солью, чтить «Животную книгу», действует свой танцевальный ансамбль, капелла, издается журнал.

Духоборы стараются стать неотъемлемой частью канадского многонационального общества, они также прилагают усилия, чтобы улучшить отношения между Канадой и Россией. За усилия в этой сфере Джон Веригин был награжден орденом Канады, орденом Британской Колумбии и советским орденом Дружбы народов.

В 1960 г., после 32 лет разлуки, Джон Веригин воссоединился со своей матерью Анной Марковой, освобожденной из сибирского трудового лагеря.

В 1995 г. духоборы отметили столетие со дня сожжения оружия своими предками в России. В конце мая 1999 г. они праздновали столетие со дня прибытия в Канаду.

Многие духоборы в России впоследствии перешли в баптизм, молоканство или православие. Оставшиеся некоторое время представляли собой старообрядческое течение в духоборстве, пытаясь сохранить древние правила и традиции.

В советское время духоборов не жаловали. Особенно пострадали сектанты в годы коллективизации и раскулачивания - многие из них автоматически были занесены в кулаки, хотя действительно хозяйства у духоборов были довольно крепкие. Более того, многие из них в Закавказье очень активно сопротивлялись созданию колхозов.

В том числе пострадали и те духоборы, которые сами после установления Советской власти попросили у Совнаркома разрешение вернуться из Канады на родину.

После распада Союза в России был создан Совет объединения духоборцев России, во главе которого стоит А. М. Кинякин. Совет утверждает, что в мире насчитывается около 100 тысяч духоборцев.

На территории СНГ в конце прошлого века общины духоборов сохранились в Азербайджане, на Северном Кавказе, в Тамбовской и Ростовской областях России, на Дальнем Востоке и в Украине.

Духоборами называют религиозную секту, возникшую на территории России. Эта община отвергает церковную обрядовость, но при этом живет нравственной жизнью. Члены группы считают себя христианами. Все решения, касающиеся жизни секты, принимаются советом старейшин.

История духоборов в России

У истока этой конфессии можно найти имя Силуана Колесникова. Учение зародилось в Екатеринославской губернии в 1755 году. Распространившись по многим уголкам русской земли, учение подверглось острой критике и преследования со стороны православия.

В учение духоборов входят следующие постулаты:

  • Нет первородного греха;
  • Зло можно одолеть силой духа и веры;
  • Существует перерождение души;
  • Исповедь может принимать только сам Бог;
  • Отрицание насилия в любой форме.

История духоборческих общин полна ссылок и гонений. Неудивительно, что духоборы стали уезжать из России на запад.

Духоборы в Канаде

В 1908 году духоборы обосновались в Британской Колумбии. Там их община окрепла и разбогатела. Изначально «духоборские» общины были сельскими. Затем самые большие из них разрослись до размеров небольших городов. Духоборы считались и считаются трудолюбивыми людьми, поэтому построенные ими заводы, магазины и фабрики не вызывают удивление.

Канадские земли всегда были столь обширны, что им требовался стабильный приток иммигрантов. Согласно закону о гомстедах по прибытию духоборы получили землю, чтобы обрабатывать ее. Но дело в том, что в Канаде на земле всегда работали фермеры, и делали они это семьями или по одиночке. Многим не понравилось, как живут духоборы, не понравилось, что они обрабатывают землю силами общины. Чтобы отобрать у них землю, был изменен иммиграционный закон. Некоторые члены общины бросили своих товарищей, чтобы не потерять акры земли, но основная часть перебралась в другие части Канады, где они просто купили новую землю на заработанные ранее средства.

Удивительно, но ссыльные люди не сломались, а создали новую цивилизацию на далеких и пустынных территориях. В Канаде и раньше действовал закон о свободе вероисповедания, но несмотря на это духоборы подвергались гонениям вплоть до 70-х годов даже на канадских землях.

Духоборы в Канаде сегодня

На сегодняшний день, самый крупный город, где живут духоборы в Канаде, именуется Гранд Форкс. Живописный городок заполнен жилыми домами, магазинами и кафе. В нем проживает около 4000 жителей.

В этом же городе находится музей духоборов. В нем подробно отображена история этого религиозного течения. Подробно показан быт, есть много фотографий и комнат, где все устроено так, как и в те времена, когда духоборы только приехали на территорию Канады.

В 1934 году правительством Канады была признана декларация духоборов, где подробно отражено их мировоззрение и устои. Так духоборы закрепились в Канаде на официальном уровне. Сегодня их никто не подвергает репрессиям, они спокойно живут и работают на канадских территориях.

Пытаясь сохранить свою культуры, члены общины учат детей русскому языку, сохраняют традиции ткачества, хорового пения и земледелия. Большинство из них работает в сельском хозяйстве или лесной промышленности. Новое поколение общины получило образование в канадских университетах, поэтому окраска общины становится все менее религиозной, приобретая светский характер за счет современных взглядов молодежи и межконфессиональных браков.

В наше время на канадских землях живут 30 тысяч потомков первых русских духоборов. Лишь 5 тысяч из них сохранили свое вероисповедание. Больше половины из них знают русский язык. Том Невакшонов – политик, который представляет интересы духоборов в правительстве и сам является членом этой общины.

Большой вклад в переселение данной общины внес Лев Николаевич Толстой, который симпатизировал духоборам. Именно он искал для них земли, когда в России начались религиозные гонения.

Духоборы – это поразительные люди, твердо убежденные в своих взглядах на мир и религию. Они не согласились присягнуть на верность британскому правительству даже тогда, когда над ними нависла угроза потери их новых земель. Они проявили огромную силу духа, и по-прежнему трепетно относятся к своим корням.

ДУХОБОРЫ

Духоборы - русская христианская секта, возникшая в середине XVIII в.

Основными членами этой секты являлись государственные крестьяне Тамбовской и

Воронежской губерний, а также т. н. однодворцы и казаки Екатеринославской и

Харьковской губерний Украины.

Уже в самом названии "духоборы" утверждался активный характер этой

секты как борцов за дух, за одухотворение.

Духовным предтечей духоборчества был знаменитый украинский философ

Григорий Сковорода. Его взгляды в значительной степени совпадали со

взглядами духоборов. Он называл себя "абраамитом", т. е. последователем

чешской секты, весьма сходной с духоборческой. Во всех своих сочинениях он

утверждал, что Христос существует в людях и предлагал понимать Библию

аллегорически.

В важном документе духоборческой истории, названном "Исповедание",

изложены догматы вероучения духоборов: "Тело, плоть человеческая есть

временная тюрьма, пребывание в которой имеет одну целы восстановить в себе

образ Божий. Плоть есть зло, и всякое пристрастие к чему-либо в мире есть

засеменение зла... Вся история людей есть постоянная борьба духа и плоти".

Духоборы служат Богу духом: тело их - храм Божий, душа - образ Божий. "Не

нужны для чад Божьих ни цари, ни власти, ни какие бы то ни было человеческие

законы". "Праведнику ника-ков закон не положен". Ни писание, ни таинства, ни

обряды - не обязательны, они суть только "знаки" и "образы", "картины" и

"фигуры". Подчиняться им - значит лицемерить.

Первый руководитель духоборов Силуян Колесников отменил среди своих

последователей, бывших хлыстов, обряды экстатических радений. Тем самым было

подчеркнуто, что новая секта зовет не к духовной радости - встрече с

божеством, а к духовной борьбе за человека.

На первых порах духоборы сохранили эсхатологию. Они считали, что в

настоящем мире "царствует Вавилон". Царство духа придет только после того,

как на Последний Суд для правды соберутся все порабощенные и угнетенные,

все, кто сеял и жал. И будет тогда Новое Небо и Новая Земля, и все люди

станут полны совершенного разума. Но никому не дано знать, когда наступит

царство духа.

Позднее эсхатология в вероучении духоборов отступает на второй план.

Духоборы решают осуществить "Божью правду" не для всего человечества и не в

далеком будущем, а немедленно, для своей общины избранных. В отличие от

бегунов, хлыстов и скопцов, духоборы пытаются бороться с властью и церковью

не только пассивным уходом в тесный мир своей секты, но и активным образом.

Вся история духоборов - это история создания и распада целого ряда

религиозных "коммун". Принцип "общности имущества" и отказа от института

власти духоборы пытались осуществить на практике. Была введена совместная

обработка земли и равный дележ урожая, созданы общественные стада и

магазины. В "коммунах" возникла теократическая форма правления в виде

"совета стариков", возглавлявшегося религиозными руководителями духоборов

(С. Капустин, Л. Калмыков, П. Калмыков и др.). Но "коммуны" оказались

нежизнеспособными и распадались.

Духоборы постоянно подвергались преследованиям со стороны

властей.Специальные строгие законы против духоборов были изданы императором

Павлом I. При нем их крупными партиями посылали на фортификационные работы в

Сибирь, Азовскую крепость и др. Особенно жестоко обращались с

сектантами-духоборами в тюрьмах, дисциплинарных батальонах, на каторге. Их

без всякой очереди отдавали в рекруты. Фактически сектанты были поставлены

вне закона в государстве.

По указанию Александра I в период 1800 - 1816 гг, духоборы были

эвакуированы в Таврическую губернию, на т. н. "Молочные воды". Сюда

переселилось 3895 духоборов, они основали 9 селений.

Репрессии, гонения заставили духоборов замкнуться в себе, обособиться

от всего мира и озлобиться против него. Руководители секты держали рядовых

членов секты "в стахе Божием". Духоборы не имели права общаться с внешним

миром без их разрешения. Управление сектой было построено на страхе. За

малейшее проявление недовольства виновных, подвергали пыткам, ничего не

стоило даже убить "виновного".

Особая следственная комиссия, учрежденная в 1836 г., обнаружила в

Молочноводской коммуне духоборов в подземельях застенки с орудиями пыток и

грудой человеческих костей, людьми, заживо зарытыми в землю. Комиссия

подсчитала, что только за два года управления духоборческим обществом

"пророка" Капустина исчезло с лица земли 400 человек.

Эти факты изуверства со стороны духовных руководителей духоборческой

общины царское правительство использовало для усиления репрессий. Указами

Николая I от 1826, 1830 и 1839 гг. духоборы были водворены на положении

ссыльных в Закавказье - пограничный Ахалкалакский уезд Тифлисской губернии.

В 1886 г., после смерти, руководительницы секты Лукерьи Калмыковой,

секта раскололась на "большую партию" - сторонников П. Веригина, и "малую

партию" - родственников Л. Калмыковой, захвативших общественные капиталы.

"Веригинцы" призывали всех членов секты вернуться к правде прошлого. Под

влиянием идеи возврата к "славному" историческому прошлому в среде духоборов

снова возродились стремления к общинной жизни. Эти идеи были дополнены

Идеями "непротивления злу насилием".

Была организована артельная обработка земель и артельные мастерские.

Хлеб начали делить по числу едоков. Была создана общественная касса, куда

сдавались все наличные средства. Духоборы отказывались служить в армии,

платить подати, налоги. Влияние толстовцев сказывалось в том, что они

отказывались пить спиртные, напитки, есть мясо и даже сожительствовать с

женами. По призыву своего вождя Вери-гина, находившегося в ссылке, духоборы

демонстративно сожгли оружие.

На это власти ответили полнейшим разорением духоборческих сел, отдачей

возникло движение помощи духоборам, возглавленное Львом Толстым. В 1899 г. 8

тысяч духоборов переселилось в Канаду.

Переселившиеся в Канаду духоборы в 1906 г. предприняли попытку

Кто такие духоборцы, и почему они так называются? Они вообще христиане?

Духоборцы - старая русская секта, образованная в конце XVIII века и близкая к протестантству. Ее учение сводится к тому, что для общения с Богом люди не нуждаются ни в каких посредниках — священниках. Поэтому духоборцы отвергают религиозную символику, церкви, кресты, литургию и иконы, так как они созданы людьми.

Название секте придумал архиепископ Екатеринославский Амвросий еще в 1785 году. Он хотел их таким образом обидеть и пристыдить, но не получилось. Архиепископ, как и православная церковь, полагали, что духоборцы боролись против святого духа. Сами же духоборцы говорят, что борются с собственными душами, чтобы соблюдать десять заповедей.

Духоборцы верят в бессмертие души. Их предки считали, что душа умершего человека переходит в другое существо, в зависимости от добродетелей умершего, поэтому вместо "умер" они говорили "изменился". При таких представлениях о душе и смерти считалось неприличным демонстрировать свою печаль. И хотя все это уже давно забыто, траурной одежды у них до сих пор нет.

© photo: Sputnik / Валерий Мельников

Есть ли у духоборцев молитвы? Проводятся ли духоборские службы?

Молитв как таковых у духоборцев нет, нет и Библии. Учения духоборчества в письменном виде не существует. Есть псалмы, которые положено было учить наизусть. Все сакральные знания хранили самые авторитетные старики, остальные члены секты не были посвящены в тайны учения. При пении псалмов духоборцы брались за руки: два поклона - поцелуй - опять поклон. Кланялись они не иконам, а "образу Божиему, в человеке сияющему". Раньше каждая семья знала определённый набор псалмов, и когда вся деревня сходилась на моления, пела именно свою часть. Но сегодня многие псалмы утеряны безвозвратно…

Так как духоборцы отказались от церкви, службы у них нет. Тем не менее, существует традиция совместного воскресного чтения псалмов. Они это называют Поклоном или Поклонением.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Село Гореловка в Грузии

Соблюдают ли духоборцы пост? А водку они пьют?

Несмотря на то, что они отмечают все главные церковные праздники — Пасху, Рождество и прочие, пост духоборцы не держат. Не возбраняется им и употребление спиртных напитков. Словом, они не аскеты, а большие жизнелюбы. А еще они не носят бороды — как и донские казаки, духоборцы бороды брили, но оставляли усы