Феодор стратилат о чем молятся. Великомученик Феодор Стратилат — житие

Святой Феодор Стратилат (+ в 319 году) - великомученик. Св. Феодор родился в конце 3 века по Рождестве Христовом в селении Евхаиты (ныне городок Меситезя, Турция), недалеко (в 55 километрах, на расстоянии одного дня пешего пути) от города Амасии, в римской провинции Понт, Малая Азия. Византийский церковный писатель второй половины 9 века Никита Пафлагонец в своём произведении «Похвала Св. Феодору» называет Феодора Стратилата племянником Св. Феодора Тирона. Если это утверждение верно, то Св. Феодор Стратилат являлся племянником Свв. мучеников Евтропия и Клеоника (как предполагается, сводных братьев Св. Феодора Тирона по матери) и двоюродным (или родным) братом Св. мученика Василиска Команского (память его совершается 3 марта и 22 мая ст. ст). Прозвище Стратилат (греческое στρατηλατον) означает военачальник, воевода (в дословном переводе высокий воин) и указывает на его принадлежность к командному составу римской армии.

Святой Феодор был наделен от Господа многими дарованиями. Его выделяли среди окружающих природная красота, великодушное сердце, глубокое познание христианских истин, мудрость и красноречие - «юн телом, стар же смыслом о боголюбивом деянии своем» как выразился автор Жития Св. Феодора.

Храбрость святого Феодора Стратилата стала широко известной после того, как он подобно своему старшему родственнику Св. Феодору Тирону победил огромного страшного змея, обитавшего в пропасти в окрестностях Евхаит. Этот змей был огромен и страшен. Когда он шёл, под ним тряслась земля. Чудовище пожирало множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, никому ничего не говоря, взяв с собой свое обычное оружие и имея на груди крест, двинулся в путь. Доехав до поляны с сочной травой, находившейся вблизи пропасти, где жил змей, воин Христов пустил своего коня пастись, а сам прилег отдохнуть. В этих местах проживала некая благочестивая жена по имени Евсевия, преклонная летами (некоторые древние жития Св. великомученика Феодора Тирона называют Евсевию матерью Феодора Тирона. Согласно апокрифическому Житию Св. Феодора Тирона он спас свою мать, похищенную в подземное царство драконом). За несколько лет перед этим (а точнее в 306 году) она испросила у палачей тело святого мученика Феодора Тирона, не сгоревшее на костре во время казни, погребла его около своего дома и каждый год праздновала его память в день преставления 17 февраля (2 марта нового стиля). Евсевия, увидев спящего воина Христова Феодора Стратилата, разбудила его и пыталась убедить уйти из этих мест, чтобы не пострадать от змея. мужественный воин Христов Феодор отвечал ей: «Отойди и стань подальше от места сего, и ты увидишь силу Христа моего». Женщина отошла и стала молиться к Спасителю о даровании победы смелому воину. Обратился с молитвой к Господу и святой Феодор: «Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на сопротивныя, Ты и ныне Тот же есть Господи Христе Боже, пошли мне победу с высоты Твоей святой». Святой Феодор победил чудовище, прославив среди людей имя Христово. Потом, согласно Житию, он обратился со словами поддержки к своему верному коню как к человеку, убеждая его во всемогуществе Божьем:

Мы знаем, что Божия власть и сила существуют во всех, и в людях и в скоте, итак помогай мне, при по-мощи Христа, да одолею я врага.

Когда явился змей, конь Феодора стал топтать его копытами, а затем чудовище нашло свою смерть от оружия святого. Прославляемый жителями Евхаит, благодарными за своё спасение, Св. Феодор вернулся в войска.

За свои подвиги Св. Феодор был назначен правителем города Гераклеи (на севере Малой Азии, основанного по преданию самим Гераклом, ныне это Эргиль, провинция Зонгулдак, Турция). Здесь святой Феодор сочетал ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая вера, подкрепленная личным христианским примером, отвращала многих от пагубных привычек. В результате почти все жители Гераклеи приняли христианство.

В то время восточной частью Римской империи правил император-язычник Лициний (годы царствования 308 - 324). Первоначально он терпимо относился к вере Христовой. Вместе со Св. равноапостольным Константином I Великим Лициний был соавтором Миланского эдикта (313 год), даровавшего христианам свободу вероисповедания. Но впоследствии он воздвиг в подвластных ему землях гонения на последователей Христа, подозревая их в сочувствии к его сопернику - Св. Константину. Эти гонения не уступали по своей жестокости гонениям императора Диоклетиана:

«Прежде всего он выгнал из своего дворца всех христиан и тем несчастный, сам себя лишил их молитв перед Богом, которые, по обычаю и учению своих предков, они возносят за всех. Затем он распорядился уволить со службы в каждом городе и лишить звания всех воинов, которые не принесут жертвы демонам. … Дойдя до предела безумия, устремился он на епископов, видя в них, служителях Бога всяческих, противников своей деятельности. Действовал он из страха перед Константином не в открытую, а тайком и хитро и погубил своими кознями самых знаменитых. Способ убийства был удивительный, доселе неслыханный. То, что было сделано в Амасии и прочих городах Понта, превзошло самую крайнюю жестокость. Там одни церкви были разрушены до основания, а другие заперты, чтобы нельзя было их обычным посетителям собраться и совершить службу Божию… Льстецы из числа его наместников, желая угодить нечестивцу, подвергали епископов таким наказаниям, каких достойны только злодеи, и невинных мужей без всякого расследования брали под стражу и наказывали как убийц. Конец же некоторых из них был дотоле невиданным: тела их разрубали мечём на многие части и после такого варварского зрелища бросали их в морскую пучину на съедение рыбам. После этого снова началось бегство благочестивых людей, и опять слуг Христовых приютили поля, и опять пустыни, леса и горы ». (Евсевий Памфил «Церковная история»).

Зная об огромном авторитете, которым святой Феодор пользовался у жителей своего города, император прислал к нему своих послов, приглашая его к себе. Лициний рассчитывал уговорить Св. Феодора принести жертву идолам и тем самым подать пример своим подчинённым. Но Феодор отпустил императорских послов с почестями и сам пригласил к себе Лициния. Когда тот прибыл в Гераклею, Св. Феодор притворно согласился выполнить императорское повеление и попросил принести золотых императорских идолов к себе домой, обещая, что дома воздаст им почести и умилостивит их, а затем уже поклонится им при всем народе. Ликиний согласился. Однако ночью Св. Феодор разбил болванов на куски, а золото раздал нищим. Центурион Макселл донёс императору, что видел у нищих в руках голову Афродиты и они глумились над «богиней».

Разгневанный Лициний призвал к себе Феодора. Придя к тирану, святой признался в содеянном и открыто исповедал веру Христову. За это Феодора подвергли жесточайшим и изощрённейшим пыткам. Мучители били его воловьими жилами и оловянными прутьями, терзали его тело гвоздями и палили огнем. Все это святой мученик переносил с великим терпением и только повторял: «Слава Тебе, Боже наш!». Нотарий (скорописец) Св. Феодора Авгарь (по другим сведениям его звали Уар) едва находил в себе силы описывать мучения своего господина. После этого святого бросили в темницу, и пять дней продержали там без пищи и воды, а затем истерзанного святого пригвоздили к кресту и выкололи глаза. Изнемогая и духом и телом, страдалец воскликнул: «Господи, Господи, Ты мне предрек, что Ты со мной, зачем же ныне оставил меня? Вот пришло время помощи! Помоги мне, поскольку я переношу все эти страдания ради Тебя и из любви к Тебе терплю такое мучение. Укрепи меня, Господи, или возьми мою душу, ибо более не могу терпеть». Сказав это, мученик умолк. Мучитель Ликиний из этого молчания заключил, что святой умер и, отдав повеление оставить тело на кресте до утра, оставил место казни. В полночь же явился Ангел, снял тело святого с креста, облобызал его и сказал:

Радуйся, Феодор, воин Христов! Дерзай и укрепляйся именем Христа, Истинного Бога, Он с тобой. И зачем ты говорил, что Он оставил тебя? Докончи свой подвиг и придешь к Господу взять уготованный тебе венец .”

Сказав это, Ангел стал невидим, а святой стал хвалить и благодарить Бога. Воины Ликиния, посланные царем за телом мученика, нашли живым и совершенно здоровым, сидящим у креста и славословящим Бога. Увидев это чудо многие воины уверовали во Христа и тут же приняли крещение, многие из них впоследствии пострадали за Иисуса. В городе же началось восстание против Ликиния - жители требовали освободить Св. Феодора. Но великомученик, не желая избежать мученичества, вновь добровольно предал себя в руки мучителей. Восставших он удержал словами: «Перестаньте возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду». Попросив Авгаря описать свои последние минуты жизни, святой отправился на казнь, а перед этим одним своим молитвенным словом отверз двери темницы, освободив заключённых от уз. В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею Феодор, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление.
Св. Феодор был усечён мечём 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Вскоре после мученичества Св. Феодора нечестивый Ликиний поплатился за свои злодеяния против слуг Христовых. Он потерпел сокрушительное поражение от войск Константина Великого, попал в плен, был сослан в заключение в Фессалоники, а в 324 году казнён.

Народ оказал великие почести святым останкам мученика. 8 (21 по новому стилю) июня 319 года они были торжественно перенесены на родину святого в Евхаиты. Во время перенесения тела Феодора и уже в самом городе совершались многочисленные чудеса во славу Христа. Мощи Св. Феодора (вероятно в 10 - 11 веках) были перенесены в Константинополь.

Во время своего паломничества в столицу Византийской империи русский паломник Антоний Новгородец видел мощи Св. Феодора во Влахернах: «А у Лахерны во церковных полатах святый Феодор Стратилат лежит, и щит и меч его тут же». Ныне частицы мощей святого находятся в различных церквах на Востоке и на Западе. Часть мощей (вероятно после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году) оказалась в Венеции.


Мощи Св. Феодора Стратилата в церкви Христа Спасителя в Венеции .

Честная глава великомученика находится на Афоне в монастыре Пантократор. Левая рука Св. Феодора находится в греческом монастыре Мега Спилеон на Пелопонессе.
Мощевики с частицами мощей Св. Феодора Стратилата были распространены на Святой Руси. Один из них хранился в ризнице собора Св. Софии в Новгороде, а в Москве частицы мощей пребывали в Образной палате и ризнице Благовещенского собора Московского Кремля.



Правая рука Св. великомученика Феодора Тирона и левая рука Св. великомученика Феодора Стратилата. Монастырь Мега Спилеон. Пелопоннес .

Предположительно в 1586 году в Москву с Афона была привезена часть главы великомученика. Для этой святыни в 1598 году, вероятно по повелению царя Бориса Феодоровича Годунова, был изготовлен ковчег. На крышке серебряного ковчега выполнено изображение святого в типе мученика - в воинских доспехах, с крестом и мечом в руках. В 1587 году в Москву с Афона, из монастыря Зограф была доставлена ещё одна частица мощей Феодора Стратилата.

После своей смерти Св. Феодор Стратилат был прославлен многочисленными чудесами - по молитвам к нему, от икон с его изображением. Святой Анастасий Синаит, патриарх Антиохийский (599 год) и Святой Иоанн Дамаскин (около 780 года) упоминают о чуде, произошедшем в храме Феодора Стратилата недалеко от Дамаска в местечке Карсата в Сирии. Когда эти места были захвачены сарацинами, храм был разорен и в дальнейшем подвергся осквернению. В здании поселились сарацины. Однажды один из них, взяв лук, пустил стрелу в написанное красками на стене изображение святого Феодора. Стрела попала в правое плечо святого, и тотчас по стене потекла струйка живой крови. Нечестивцы удивились этому, но храм не покинули. Всего в церкви проживало около двадцати семейств. По прошествии некоторого времени, все они скончались по неизвестной причине. Мор напал на святотатцев, в то время как их соплеменники, жившие вне храма, не пострадали.
Однако по какой - то причине культ Св. Феодора в первые пять веков после его мученичества не получил широкого распространения в Ромейской (Византийской) империи. Имя Св. великомученика стало часто появляться в трудах византийских агиографов (например упоминавшегося выше Никиты Пафлагонца) начиная с 9 века. Тогда же происходит и становление культа Св. Феодора, вобравшего в себя многие черты культа Св. Феодора Тирона, предполагаемого дяди Св. Феодора Стратилата.

Широкое прославление Св. Феодора начинается со второй половины 10 века, после одного из самых великих чудес, совершённых Господом по молитвам великомученика. Согласно сведениям из «Истории» византийского летописца Иоанна Скилицы и «Истории», принадлежащей перу Льва Диакона Калойского, чудесное заступничество Св. Феодора Стратилата помогло православному императору Иоанну Цимисхию (правил в 969 - 976 годах) в битве с язычниками - руссами под предводительством киевского князя Святослава в битве у города Доростола 21 июля 971 года. Вот как описывает чудо Лев Диакон:

«Итак, Россы…с громким и диким криком бросились на Римлян, кои, устрашённые необыкновенным их стремлением, начали отступать. Государь, увидев отступление войска, боясь, чтоб, от страха к чрезвычайному нападению врагов, оно не подверглось крайней опасности, с копьём в руке, храбро пошёл на них со своим отрядом. Загремели трубы и бубны зазвучали к бою. Римляне, следуя стремлению Императора, обратили коней и быстро пустились на неприятелей. Внезапно восставшая и разлившаяся по воздуху буря с дождём расстроила Россов: ибо поднявшаяся пыль вредила их глазам. Тогда, говорят, явился пред Римлянами некий воин на белом коне и ободрял их идти на врагов: он чудесным образом рассекал и расстраивал их ряды. Никто не видел его в стане ни прежде, ни после сражения. Государь, желая достойно наградить его и изъявить должную благодарность за подвиги, везде искал его, но нигде не мог найти. После того всеобщее распространилось мнение, что он был великий мученик Феодор, которого Государь молил быть себе в сражениях помощником, защищать и хранить себя вместе с воинством. Сказывают также, что сообразно с сим чудом случилось и в Византии, ввечеру накануне битвы следующее: одна девица, посвятившая себя Богу, видела во сне Богородицу, говорящую пламенным воинам, её сопровождавшим: «Призовите ко мне мученика Феодора» - и они тотчас привели храброго вооружённого юношу. Тогда она сказала ему: «Феодор! Твой Иоанн, воюющий со Скифами, в крайних обстоятельствах; поспеши к нему на помощь. Если опоздаешь, то он подвергнется опасности». На сие он отвечал: «Готов повиноваться Матери Господа Бога моего», - и тотчас ушёл. С сим вместе и сон удалился от веждей девы. Таким образом её сновидение исполнилось. Римляне пошли за сим Божественным предводителем и вступили в бой с неприятелями. Как скоро началось сильное сражение, то Скифы, окружённые Магистром Склиром, не могши выдержать стремления конной фаланги, обратились в бегство, и, преследуемые до самой стены, с бесславием упадали мертвы на месте ».

Византийский автор Иоанн Скилица ошибочно сообщает, что день битвы - 21 июля был днём памяти Св. Феодора Стратилата. В действительности в этот день согласно Синаксарю праздновалась память мучеников Феодора и Георгия, которые известны только по именам. Видимо, только после победы над Святославом этих мучеников превратили в святых воинов, которым впоследствии посвящались на этот день особые молебствия. В благодарность за оказанную ему Св. великомучеником помощь благочестивый император Иоанн Цимисхий отстроил храм во имя Св. Феодора Стратилата в Евхании (недалеко от Евхаит), в который перенёс его мощи, а Евханию, как повествует византийский историк Иоанн Скилица, переименовал в Феодорополис (в переводе с греческого - город Феодора). Хотя археологические находки византийских печатей в Болгарии в 20 веке свидетельствуют о том, что именно там находился город, переименованный в честь Св. великомученика в Феодорополь. В некоторых источниках, вероятно в связи с Феодором Тироном местоположением этого храма называют Евхаиты. Надо отметить, что в Византии Св. Феодор почитался именно как защитник от русских нашествий.

С течением времени почитание Св. Феодора Стратилата стало объединяться с почитанием его старшего современника Св. Феодора Тирона. Синаксари 10 - 11 веков предписывали совершать службу в честь великомученика в некоторых храмах Константинополя, посвящённых Феодору Тирону, прежде всего в храме, возведённом патрицием Сфоракием в 452 году. В 1265 году в городе Серры была построена церковь, посвящённая Феодору Стратилату и Феодору Тирону. Второй такой храм был возведён в Константинополе, в монастыре Киприану. Согласно видению императора Феодора II Ласкариса (правил в 1255 - 1259 годах), направлявшегося из города Серы, оба святых Феодора помогли ему отвоевать у болгар город Мелник в 1255 году. Наибольшей популярности почитание двух Феодоров достигло в 14 веке, когда византийский писатель Феодор Педиасмос составил свод чудес святых Феодоров. В поздней греческой и балканской иконографии известны изображения обоих святых сидящих на конях и обнимающих друг друга в знак братской привязанности.

Св. Феодор Стратилат был небесным покровителем знаменитого ромейского аристократического рода Гаврасов, чьим пращуром был Св. мученик Феодор Гаврас, прославленный военачальник, отвоевавший у турок - сельджуков Трапезунд. От Гаврасов происходит русский дворянский род Головиных.

Святой великомученик Феодор Стратилат был широко известен и почитаем на Святой Руси. Его образ олицетворял воинскую доблесть. Почитание Феодора Стратилата на Руси получило большее распространение, чем почитание Феодора Тирона. Его именем были многие русские князья и цари, многие из которых прославлены Церковью в лике святых: святой благоверный великий князь Ярослав Всеволодович (отец Св. Александра Невского), святой благоверный князь смоленский и ярославский Феодор Ростиславич Чёрный, святой благоверный царь московский и всея Руси Феодор Иоаннович, царь Феодор Борисович Годунов, царь Феодор Алексеевич Романов. Имя Св. Феодора было популярно и у простого народа - до 1917 года редко можно было встретить на Руси семью, в которой не было бы мужчины по имени Фёдор.

На Святой Руси часто возводили храмы, посвящённые святому Феодору, из которых самый известный - церковь Св. Феодора на ручью в Великом Новгороде (построена около 1361 года). Св. благоверный царь Иоанн Васильевич Грозный в честь рождения своего сына Феодора построил соборную церковь в Феодоровском монастыре в Переславле - Залесском. Храмы во имя Св. Феодора Стратилата существовали во многих русских городах: Москве (архитектор И. В. Еготов, 1782 - 1806 годы); Александрове (надвратная церковь 18 - 19 веков в Свято - Успенском монастыре) и др.

С именем Св. Феодора Стратилата связана история великой православной святыни - Феодоровской иконы Божьей Матери, семейной реликвии Дома Романовых.

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство.

В это время император Ликиний (307-324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее. Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия.

Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей".

Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому". Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом.

Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Иконописный подлинник

Новгород. XV.

Святые Феодор Стратилат, Феодор Студит. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Византия. XII.

Эпистилион (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Греция. 1152.

Вмч. Феодор. Фреска. Греция. 1152 г.

Византия. XIII.

Свв. Феодор Стратилат и Димитрий. Икона. Византия. XIII век. 64,2 х 50,2. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет).

Афон. XIV.

Св. Феодор Стратилат. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Сербия. Ок. 1350.

Вмч. Феодор. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.

Новгород. К. XV.

Вмч. Феодор Стратилат с житием. Икона. Новгород. Конец XV века. 180 х 135. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедни.

Великомученик Феодор Стратилат — это один из святых признанных всеми христианскими церквями. Он с давних пор почитается на Руси, о чем свидетельствуют древние храмы, во имя этого святого. К ним относится и церковь Феодора Стратилата на ручью. Она считается одним из самых красивых образцов средневековой новгородской архитектуры и послужила источником вдохновения для многих русских зодчих на протяжение почти 7 веков.

Так кем же был Феодор Стратилат? Узнать подробности его жития поможет эта статья.

Положение христиан в Римской империи в конце 3 в. н. э.

Согласно традиции православной церкви Феодор Стратилат родился в Малой Азии в городе Евхаит. Он был храбрым, красивым юношей, исповедовавшим христианство. В довольно молодом возрасте он поступил на службу в римскую армию. В правление императора Ликиния начались жестокие гонения на христиан. Однако римляне увидели, что те, кто уверовали в Спасителя, с радостью принимают мученическую смерть за веру. Тогда язычники стали преследовать христиан, занимающих государственные посты и пользующихся уважением у народа. С этой целью были убиты и несколько других важных сановников из окружения Ликиния.

Житие

Феодор Стратилат стал почитаем среди сограждан после того, как убил змея, жившего севернее его родного города Евхаита. По преданию, это кровожадное чудовище пряталось в провале на незасеянном поле. Раз в день оно выбиралось на поверхность, нападало на скот и людей, а насытившись, возвращалось в свое логово.

Феодор решил избавить жителей Евхаита от этой напасти. По дороге к убежищу зверя он прилег отдохнуть. Вскоре его разбудила пожилая христианка Евсевия, в хижине которой находились мощи Феодора Тирона, и дала совет, как победить чудовище. Будущий великомученик помолился и попросил своего коня помочь ему во имя Христа. Он сел на коня и, доскакав до поля, вызвал змея на бой. После того как чудище выползло из своего логова, конь Феодора вскочил на его спину и всадник с Божьей помощью смог поразить зверя копьем.

Когда жители Евхаита увидели тело поверженного змея, они связали этот подвиг Феодора с его верой в Иисуса Христа и многие решились отвергнуть языческих богов.

Проповедничество

После спасения Евхаита от чудовища Феодор был назначен стратилатом (военачальником) в город Гераклею. Там он начал открыто проповедовать христианство и преуспел в этом вопросе. Вскоре императору Лицинию было доложено, что большая часть жителей Гераклеи и ее окрестностей обращена в новую веру. Тот послал к стратилату сановников, которые должны были привести Феодора в Рим. Однако будущий великомученик сам пригласил императора в Гераклею. Он пообещал ему устроить показательное жертвоприношение языческим богам, чтобы доказать свою преданность Риму и императору, а также послужить примером для народа.

После того как письмо было отослано, Федор стал денно и нощно молиться, пока однажды он был освещен неземным светом и услышал голос с небес, который произнес: «Дерзай! С тобою я!».

Гибель

Вскоре в Гераклею прибыли император и 8000 римских легионеров, которые привезли с собой несколько десятков золотых и серебряных изваяний языческих богов. Феодор Стратилат (фото с его изображением см. ниже) попросил у Лициния разрешения разместить идолов в своем доме, якобы для того чтобы он всю ночь имел возможность воздавать им хвалу. Когда император согласился, стратилат разбил изваяния и раздал фрагменты золотых и серебряных статуй нищим.

Утром центурион Максентий заметил бедняка. Тот нес в руках голову золотой статуи Венеры. Тогда Максентий велел его схватить и узнал от нищего, что голову ему отдал Феодор Стратилат. Об этой неслыханном с точки зрения римлян святотатстве Максентий незамедлительно доложил императору. Вызванный на допрос великомученик признался в своей вере во Христа и стал доказывать Лицинию, что тот заблуждается, поклоняясь идолам. В частности, он спросил императора, почему могущественные боги Рима не испепелили его своим небесным огнем, когда он надругался над их изображениями. Лициний был возмущен и, так как не мог ничего возразить на доводы своего стратилата, повелел подвергнуть Федора пыткам. Его высекли, жгли огнем, заточили в темницу, несколько дней морили голодом, ослепили и распяли.

Решив, что Федор умер, Лициний велел оставит его на кресте, но ночью ангел Господен освободил его и излечил раны. Увидев это чудо, жители Гераклеи уверовали во Христа и решили проявить неповиновение, требуя прекратить преследование своего стратилата.

Великомученик не позволил им пролить кровь. Он выпустил из тюрем узников, которым повелел жить по заветам Господа, и исцелил пришедших к нему больных. Затем, отдав последние распоряжения, сам пошел на добровольную казнь. 319 года по приказу Лициния ему усекли голову, а тело доставили и похоронили в родном городе Федора — Евхаите, в имении родителей великомученика.

Чудеса

После смерти и погребения святой стал помогать христианам и наказывать их врагов в разных уголках земли.

Так, согласно патриарху Антиохийскому и Иоанну Дамаскину, жившим в 7-8 веках, при захвате Сирии сарацинами храм Феодора, расположенный недалеко от Дамаска, был подвергнут осквернению. Его разорили и стали использовать, как жилище. Однажды один из сарацинов выстрелил из лука в изображение Стратилата. Испущенная им стрела попала в плечо святого и по стене потекла кровь. Сарацины и их семьи, жившие в здании, все же не покинули храм. Однако спустя некоторое время все они умерли. Причины болезни, поразившей неверных, остались невыясненными, при этом все, кто жил по соседству болезнь обошла стороной.

Еще одно чудо произошло в ходе последнего сражения войны 970-971 годов между русскими и византийцами. Согласно «Повести временных лет» святой Феодор Стратилат помог грекам сдержать войско Святослава Игоревича при существенном численном перевесе руссов.

Память

День Федора Стратилата отмечается Православной церковью по юлианскому календарю 8 февраля и 8 июня, а Католической — 7 февраля. С 2010 года с благословления Патриарха Кирилла великомученик является небесным покровителем Федеральной Службы Судебных Приставов РФ.

Феодор Тирон

Существует множество икон, на которых изображено два воина в доспехах. Это Федор Стратилат и его тезка прозванный Тироном. По преданию, оба воина родились в одной и той же римской провинции. был ратником мармаритского полка, квартировавшего в городе Амасии. Он отказался подчиниться своему центуриону Вринку и не принял участие в публичном поклонении идолам. За это его жестоко пытали, а затем сожгли на костре. Однако останки великомученика не были повреждены огнем, и их похоронила в своем доме христианка Евсевия.

Житие обоих святых тесно переплетается друг с другом, а их часто изображают вместе. Это связано с тем, что во период существования Византийской империи эти великомученики олицетворяли христианское начало в военной мощи государства. Обоих Феодоров также связывали с Георгием Победоносцем, вероятно, из похожей истории с победой над змеем.

Храм Феодора Стратилата на Ручью

В честь этого святого были освящены церкви в разных уголках планеты. Среди них особое место занимает храм на Ручью, который находится в Великом Новгороде. Он был заложен в 1360 году на пожертвование новгородского посадника Семена Андреевича и его матери Натальи.

Церковь святого Феодора Стратилата — это классический памятник средневекового новгородского зодчества. Ее здание представляет собой четырехстолпную одноглавую постройку в виде куба, у которой фасад, особенно апсиды и барабаны украшены разнообразными декоративными элементами. С западной стороны к храму примыкают колокольня и пристройка, возведенные в 17 веке. Адрес сооружения: ул. Федоровский ручей, д. 19-а.

Храм интересен и тем, что на его стенах можно прочесть средневековые «граффити» в том числе шуточного содержания, оставленные новгородцами около 700 лет назад. Сегодня церковь функционирует, как музей и ее посещение включено во многие экскурсионные программы.

Церковь Феодора Стратилата есть и в столице. Храм, посвященный этому святому, находится недалеко от Чистых прудов, в Архангельском переулке и он был построен в 1806 году.

Челтер-Коба

В Крыму и по сей день действует монастырь Феодора Стратилата, считающийся одним из древнейших на полуострове. Он был основан иконопочитателями в 8-9 веке, и просуществовал до 1475 года, пока не было захвачено Османской империей. В монастыре проживало 15-20 человек. Всего сохранилось 22 пещеры разного назначения, в том числе используемых в качестве келий. Есть и большой трапезный зал.

Возрождение обители, которая принадлежит РЦП, началось в 2000 году.

Теперь вы знаете подробности жития одного из самых известных великомучеников, почитаемых православной и католическими церквями. Вам также известно, где находится известный храм Феодора Стратилата в Великом Новгороде, поэтому, оказавшись в этом городе, вы сможете полюбоваться этим великолепным произведением средневекового русского зодчества.

Крошечная Венеция ежегодно привлекает миллионы туристов. Практически все они приезжают сюда, чтобы насладиться сказочными пейзажами, увидеть эклектичные фасады старинных дворцов, причудливо отражающиеся в зеркальной глади мелководных каналов, полюбоваться гондолами, которыми ловко управляют потомственные гондольеры. Путешественники жаждут окунуться в уникальную атмосферу города, застывшего и оказавшегося как бы вне времени. Но лишь немногим туристам ведомо, что город на воде хранит сокровища, которые дарят нам сопричастность к вечности. А ведь Венеция – настоящая сокровищница христианских святынь. По их общему количеству она уступает лишь вечному граду – Риму.

Богатейшее венецианское собрание уникальных реликвий формировалось столетиями. Отдельные святыни были принесены на острова еще первыми переселенцами, бежавшими сюда в V-VI веках из городов прибрежной Италии от нашествия варваров. Другие были подарены островитянам византийскими императорами в знак благодарности за помощь в военных походах и кампаниях. С течением времени Византия слабела, и многие христианские святыни были просто похищены венецианцами; апогеем же стал 1204 год – тогда Светлейшая Республика, фактически стоявшая во главе Четвертого крестового похода, организовала осаду и разграбление Константинополя, своего бывшего сюзерена. В последующие годы в качестве трофеев на острова было вывезено невероятное количество реликвий и мощей святых. В XVI столетии в Венецию из Рима доставили мощи первых христианских мучеников. Позже, когда Османская империя окончательно уничтожила Византию и стала доминировать в Средиземноморье, вытесняя также и венецианцев из их бывших колоний, собрание ещё пополнилось.

В 1797 году Венеции пришлось испытать на себе участь побежденного – Светлейшая Республика Святого Марка позорно капитулировала перед Наполеоном и навсегда потеряла свою независимость. За бесславной капитуляцией последовало ужасное разграбление хранившихся в городе святынь, и некоторые из них, к несчастью, были утрачены бесследно. Как бы то ни было, в храмах на островах лагуны и ныне хранятся бесценные сокровища веры, и православные христиане беспрепятственно могут им поклониться.

21 июня Православная Церковь празднует перенесение мощей великомученика Феодора Стратилата, покровителя христианского воинства, – его мощи бережно хранятся в венецианском храме Христа Спасителя. Святой Феодор был родом из понтийского Евхаита, ныне это турецкая территория и на месте древнего города стоит небольшая деревня. В переводе с греческого «стратилат» означает «военачальник, полководец»; в русской традиции этот термин часто переводится как «воевода». До назначения стратилатом в город Гераклею, неподалеку от берега Черного моря, воин Феодор прославился своим бесстрашием и отвагой – он убил страшного змия, обитавшего в окрестностях его родного Евхаита и державшего в страхе всю округу. Вооружившись мечом и обратившись за помощью ко Господу, святой Феодор уничтожил дракона-людоеда. Тогда-то воина, проявившего удивительную храбрость, и назначили стратилатом. Его современник и слуга святой Уар свидетельствует о том, что Феодор Стратилат, наделенный многими дарованиями, отличавшийся благочестием и милосердием, был чрезвычайно деятелен и нес Евангельское слово язычникам. Под влиянием его проповеди многие жители города приняли христианство, что вызвало яростное негодование императора-язычника Лициния (правил с 308 по 324 год).

Святой Феодор, стремясь показать всю ничтожность язычества перед истинным Богом, пригласил императора в Гераклею, пообещав лично принести жертву идолам. Для совершения языческого обряда стратилат приказал собрать в своем доме все имевшиеся в городе золотые и серебряные изваяния, а также идолов, привезенных по его просьбе самим императором. Однако вместо поклонения им святой Феодор разбил истуканов на куски и раздал драгоценный металл неимущим, делом утверждая законы христианского милосердия на обломках язычества. Подобный поступок не мог остаться безнаказанным: Феодора подвергли многодневным изощренным мучениям – терзали железными когтями, жгли огнем, морили голодом, выкололи глаза и лишь затем распяли на кресте. Однако Господь предначертал стратилату иную судьбу и кончину во славе – Он исцелил раны и свел мученика с креста, на котором Феодор провисел целую ночь. Язычники, ставшие свидетелями чуда, тут же уверовали во всемогущего христианского Бога и приняли крещение. Святой Феодор прошел мученический путь ради Спасителя до самого конца: он остановил народ, восставший против его мучителей, и добровольно предал себя в руки императорских солдат. 21 февраля 319 года великомученик Феодор был обезглавлен, а 21 июня того же года его тело перенесли в Евхаит.

После отступления арабов от Константинополя в 718 году император Лев III подарил мощи Феодора Стратилата болгарскому хану и цезарю Тервелу в знак искренней признательности болгарам, спасшим осажденную столицу Византии. В течение нескольких столетий мощам великомученика поклонялись в болгарском храме Святой Софии в городе Месемврии (с 1934 года – Несебр).

Однако в 1257 году отряд венецианцев под командованием капитана флота Джакомо Дандоло, происходившего из знатной патрицианской семьи, напал на Месемврию и среди прочих трофеев захватил мощи великомученика Феодора. После этого святыня пребывала в Никольском храме Константинополя, находившегося под пятой латинян, а в 1267 году патриций Марко Дауро доставил её в Венецию.

Мощи поместили в одном из древнейших храмов города, расположенном в самом сердце Венеции, рядом с мостом Риальто. Согласно преданию, первый храм был возведен здесь в VII веке, когда острова лагуны были совершенно безлюдны, святителем Магном – во сне ему явился Спаситель и указал точное место для строительства церкви в Его честь. Впоследствии храм несколько раз перестраивался: в 1167 году, после первой реконструкции, его освятил римский папа Александр III; затем в XVI веке над новым трехнефным храмом, построенным в форме латинского креста, последовательно трудились Джорджо Спавенто, Туллио и Пьетро Ломбардо, Якопо Сансовино; Джузеппе Сарди завершил работы над фасадом храма лишь в 1663 году. А вот колокольню, которую начали возводить еще в XIV веке, завершили только в конце XIX столетия.

Сегодня мощи святого Феодора Стратилата хранятся в раке со стеклянной дверцей в часовне, расположенной справа от главного алтаря. Глава великомученика Феодора закрыта маской и увенчана короной, облачением не покрыты лишь кисть его руки и ступни.

Паломника, не искушенного в тонкостях венецианской истории, могут ввести в заблуждение надписи: первая – Theodori Amaseni, – размещенная на апсиде, сообщает, что здесь покоятся мощи святого Феодора Амасийского, в православной традиции Тирона; надпись на дверце самой раки – Theodori Eracleensi – утверждает, что здесь находятся мощи святого Феодора Гераклийского, то есть Стратилата. Дело в том, что в храме Христа Спасителя долгое время хранились мощи Феодора Тирона. Их перенесли в часовню в 976 году, после того как во время сильнейшего пожара, уничтожившего многие венецианские здания, сгорел собор Сан-Марко, в котором они пребывали. В 1096 году святыню поместили в иное, никому не известное место. Скорее всего, так и останется загадкой, что же в действительности произошло с мощами первого небесного патрона Республики и куда они исчезли...

Святой Феодор Тирон был простым воином и жил в понтийском городе Амасия во времена гонителя христиан императора, а затем и узурпатора Максимиана Геркулия (285-308). В переводе с латинского «tiro», «tironis» означает «новобранец». Поэтому представляется вполне вероятным, что Феодор был молодым человеком, когда пострадал за Христа. Его принуждали отречься от христианской веры и принести жертвы идолам; он бесстрашно и твердо отказался совершить жертвоприношение и был подвергнут мучениям. В темнице исповеднику явился Сам Спаситель и укрепил его дух и веру. Феодора, которому также вменяли в вину поджог языческого храма, вновь подвергли пыткам, подвесив на дереве и строгая тело железными зубцами, а затем приговорили к сожжению. 2 марта 306 года великомученик взошел на костер и с молитвой предал душу Богу. Благочестивая женщина по имени Евсевия, испросив разрешения взять тело святого, погребла не поврежденные огнем останки в своём доме в городе Евхаите, неподалеку от Амасии. Впоследствии мощи Феодора Тирона были перенесены в константинопольский храм, освященный в его честь.

Появление частицы мощей святого на островах в Венецианской лагуне было связано, согласно преданию, с именем выдающегося византийского полководца и экзарха Италии Нарсеса (478-573). В 40-х годах VI века он приказал построить на Риальто два храма, один из которых освятили в честь святого Феодора Амасийского. Нарсес решил таким образом отблагодарить островитян, являвшихся в ту пору вассалами Византии, за их активную помощь при блокаде Равенны. Так святой воин Феодор Тирон стал первым патроном Венеции. Первоначальная церковь Феодора Тирона во время последовавших перестроек собора Сан-Марко была кардинальным образом переделана и превратилась в часовню Святого Феодора в соборе Сан-Марко (она расположена рядом с ризницей). В 1464 году один из наиболее ярких венецианских живописцев Кватроченто Джентиле Беллини украсил ставни органа в этой часовне образами святых покровителей Венеции – Марка и Феодора Тирона.

Печальная утрата, святыни произошедшая в 1096 году, была определенным образом «компенсирована» двумя столетиями позже. В результате успешной для венецианцев войны с генуэзцами, которая велась на территории прибрежной Кьоджи в 1379-1381 годах, многие реликвии были перевезены из Кьоджи в Венецию, среди них находилась и часть мощей (нога) святого Феодора Тирона. Сейчас она хранится в сокровищнице собора Сан-Марко в позолоченном реликварии, выполненном из серебра в форме ноги. Здесь же в отдельном стеклянном мощевике пребывает еще одна реликвия – ребро святого Феодора Стратилата.

Венецианцы продолжали трепетно и благоговейно относиться к своему первому небесному покровителю даже после того, как его буквально «затмил» новый, второй по счету патрон Республики, святой апостол и евангелист Марк – его мощи были доставлены на острова в 828 году. Об этом уважении и почитании свидетельствуют и монументальные колонны, установленные рядом с набережной у «главного парадного входа» Венеции – пьяццетты Сан-Марко. Если с вершины левой колонны на всех беспристрастно взирает бронзовое изваяние льва святого Марка, в былые времена сиявшее позолотой, то правую колонну венчает скульптура великомученика Феодора Тирона. Она весьма необычна – это изображение составлено по принципу конструктора из множества частей самых разных изваяний! Голова понтийского царя Митридата установлена на римском торсе эпохи императора Адриана, остальные элементы также созданы в разные исторические периоды. Дракона же у ног святого во многих путеводителях отчего-то именуют «крокодилом», хотя у него всего две лапы и он абсолютно не похож на этого представителя пресмыкающихся. Оригинал необычной скульптуры сейчас хранится во Дворце дожей. Сами же колонны были привезены с Востока в XII веке, и установлены на набережной в 1172 году. Работами по их установке руководил талантливый инженер Николо Квараттьери (он построил самый первый мост Риальто, соединивший берега Большого канала; кстати, ныне существующий мост Риальто также украшен горельефными изображениями апостола Марка и великомученика Феодора Тирона работы скульптора Тициана Аспетти).

И в православной, и в католической традиции святых великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона часто изображают вместе, равно облаченными в воинские доспехи, с мечами и копьями, иногда – на конях, поражающими драконов. Несмотря на то, что один из святых – военачальник, а второй – простой солдат, к ним обоим обращаются с молитвами христолюбивые воины, с верой и надеждой на помощь и поддержку.

Иллюстрации:
1. Святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон. 1290-1310. Афон
2. Скульптура Феодора Тирона, установленная на колонне Сан-Теодоро в Венеции. Фото автора
3. Рака с мощами Феодора Гераклийского (Стратилата) в храме Сан-Сальвадор
4. Храм Христа Спасителя в Венеции (Сан-Сальвадор). 1504–1534. Фото автора

Первая публикация: Ежемесячное православное издание «Календарь», № 6 (198) от 2015г.

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307-324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.

Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей". Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому". Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.