Церковь в красной поляне расписание служб. Там, где его мощи, не бывает эпидемий

СОБОР СВЯТОГО ХАРЛАМПИЯ Этот величественный храм являлся поистине жемчужиной в созвездии мариупольских православных церквей. На картах города он был обозначен как соборный (т. е. главный храм). Первая церковь, основанная митрополитом Игнатием в честь святого Харлампия появилась в Мариуполе в 1782 году (ее воздвигли на месте современной пл. Освобождения). По старому приданию, во время переселения греков в 1778-1779 гг. «в пути, во время болезни» по совету митрополита, они дали обет построить церковь и посвятить ее святому Харлампию, как целителю от повальных болезней. Но уже к началу 1840-х годов старая Харлампиевская церковь обветшала и стала непригодной для богослужения. (В 1868 году ее заново освятят в честь св. Екатерины). А вопрос о постройке новой церкви, носящий то же имя, обсуждался еще в 1820-х годах. Но только «благоговейным иждивением прихожан», как сказано было в описи 1849 г., заложен при протоиерее Феодосьеве, продолжал строиться при прот. Демьянове и окончен в 1845 г. при прот. Моторном новый, величественный, в византийском стиле трехпрестольный храм. Главный престол освятили во имя священномученика Харлампия, правый придел - в честь чудотворной иконы во имя великомученика и Победоносца Георгия, а левый - во имя св. Николая, принимая во внимание, что «этот святитель очень чтится русскими прихожанами». Позже к храму пристроили колокольню, но и этой площади оказалось мало - воздвигли в начале 1890-х годов новую колокольню, которую (чтоб увеличить площадь) соединили с храмом. Этот храм стал самым большим в городе, вмещающим более пяти тысяч человек. (Он находился на месте дома бывшего ДОСААФа). Из старой Харлампиевской церкви, стоящей неподалеку, в новый храм были перенесены «многие старые, вывезенные из Крыма иконы, сосуды, облачения и прочее». Такое редкое издание, как «Мариуполь и его окрестности» (1892 г.) доносит до нас список этих предметов: «Это серебряное блюдо с турецким клеймом 1732 г., Евангелие 1671 г., кадило 1714 г., Евангелие 1740 г., на нижней доске изображена икона св. Георгия, крест с Животворящим Древом 1767 г., две чаши 1775 г., и без обозначения года древние - четырехконечный крест с шариками, несколько лампад, кадило, две рапиды, большой патриарший крест, малый крест, кресло митрополита Игнатия» (сохранилось до наших дней). Особенно почиталась в Харлампиевской соборной церкви икона св. Георгия, которая наравне с иконой Божьей Матери в Успенской церкви считалась исторической реликвией мариупольских греков. Также в храме, в особом ковчеге хранились грамоты императрицы Екатерины II и императора Александра I. Прихожанами Соборной Харлампиевской церкви (так писалось название храма в документах) в память посещения г. Мариуполя великим кн. Константином Николаевичем (1873 г.) «сооружена» икона св. царя Константина и в память «чудесного спасения Царствующей семьи 17 октября 1888 г. - хоругвь с изображением святых, празднуемых в этот день». Купец Мачуков, в память чуда 17 октября, со своей стороны пожертвовал медное позолоченное облачение престола, верхняя доска его серебряная, весом 39 фунтов, работы Хлебникова, «заплочено 5500 р.», на задней стороне изображены святые царской семьи. Прихожане, этот бескорыстный и богомольный люд, пожертвовали в свой грандиозный Харлампиеский собор следующее: «1) риза на иконе св. Харлампия, она вышита в 1873 г. Сусанною Иордановой из жемчуга и драгоценных камней, которые пожертвованы прихожанами мариупольского собора; 2) купец Давид Хараджаев, в бытность его церковным старостою, пожертвовал 5000 р. в 1838 году, а в 1852 г. на свой счет построил иконостас на главный престол в 5150 р. - за то и другое ему объявлено благословение святейшего синода; 3) И.А. Чабаненко пожертвовал три паникадила, выписанные из Генуи, и ризы на несколько икон; 4) К.Д. Давидов - боковые иконостасы в 5000 рублей.». Главный городской храм имел самый большой колокол - его вес составлял «303 пуда 30 фунтов» (около 5 тонн). Первым настоятелем Харлампиевской церкви (имеется в виду еще первая, старая церковь св. Харлампия) был сподвижник митрополита Игнатия - Трифиллий Трандафилов. Затем после него в старой и новой Харлампиевской церкви настоятели следовали в таком порядке - Христофор Шаблинский, Михаил Демьяновский, Анастасий Феодосьев, Михаил Демьянов, Гавриил Моторный, Григорий Чернявский, Илья Леонтьев и Димитрий Текежи. Долгое время протоиереем являлся Павел Щербина, его мы встречаем уже в начале XX века (упоминается под 1910 г., под 1915 г.). К харлампиевскому собору были приписаны Екатерининская домовая церковь при духовном училище, часовня, позднее причислили и кладбищенскую церковь во имя всех Святых. Причт храма насчитывал двух священников, диакона и двух псаломщиков. По данным за 1908 г. в приходе церкви насчитывалось 290 дворов, прихожан - 1162 мужчины и 1173 женщины (национальность прихожан - русские и греки). При храме работала церковно-приходская школа. В «роковые» 1930-е годы прекрасный Харлампиевский собор был разрушен, как и все остальные храмы. Дмитрий ЯНАТЬЕВ. Рисунок автора

Первые три века нашей эры переполнены историями мученичества христиан. Сегодня мы читаем эти жития с содроганием и, быть может, как некоторое преувеличение: страшно поверить, что один человек может додуматься до столь изощренных пыток, а другой – столь мужественно их вытерпеть. Но XX век показал, что нечеловеческая жестокость не искоренилась в людях и в «цивилизованную» пору.

О мучениках первых веков, как правило, известно очень мало. Все, что было до их подвига, остается неизвестным, что было после – зачастую обрастает народными преданиями. Тем не менее попробуем исследовать судьбу священномученика Харалампия, епископа, родившегося через 100 лет после Христа и уже в глубокой старости подвергшегося испытанию своей веры и стойкости.

По преданию, Харалампий никогда не был женат, исполнив слова апостола Павла: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7: 8). Он был епископом города Магнисия в Фессалии, входившей в состав Римской империи (территория современной Греции). В первые века христианства епископ – это своего рода глава христианской общины того или иного крупного города или области. Он не был окружен чрезвычайными почестями, а мог наравне со своей паствой, как святитель Спиридон Тримифунтский, зарабатывать на жизнь простым трудом. Конкретные дела Харалампия в его епископском служении неизвестны, но молва о нем как о выдающемся пастыре и миссионере, обращавшем в христианство язычников, дошла до правителя провинции. Правил в то время Лукиан. К нему и привели 113-летнего старца.

Старец благодарил истязателей, говоря: “Острогавши мое тело, вы обновили мой дух”

Вероятно, в ход шли и ласкательства, и запугивание, но святой отказался отрекаться от своей веры и приносить жертвы богам, а также признавать божественность императора. Лукиан и военачальник Луций подвергли старца истязаниям: подвесив несчастного, строгали его тело железными крючьями, сдирая кожу. Старец только благодарил истязателей, говоря: «Острогавши мое тело, вы обновили мой дух!» Под впечатлением от незлобия, стойкости и веры этого человека два воина – Порфирий и Ваптос – исповедали себя христианами. Их тут же зарубили мечами. Этих мужественных людей сегодня чтут в один день со старцем-мучеником.

В те времена истязания и казни становились зрелищами – и это было в порядке вещей. Предания очень часто свидетельствуют о том, как сами зрители или истязатели становились мучениками – исповедав Христа и, как говорит о том Церковь, крестясь в собственной крови, пробыв христианами считанные минуты или часы. Так было, например, со святым Вонифатием, чью память мы празднуем 19 декабря / 1 января, – блудником, проводившим вольную, разнузданную жизнь, искавшим покаяния, но не способным преодолеть свои страсти. Увидев истязания христиан и их терпение, он бросился целовать их ноги, исповедал себя христианином и тут же был казнен.

Так и мученичество старца-епископа не оставило равнодушными многих свидетелей. Трое из них – женщины – открыто исповедовали себя христианками и были убиты в тот же день.

Такое развитие событий еще более разгорячило военачальника Луция, он выхватил инструмент пыток у воинов и сам принялся пытать Харалампия. Предание свидетельствует, что вдруг у военачальника отнялись и безвольно повисли вдоль тела обе руки. Тогда обезумевший от гнева глава провинции Лукиан плюнул в лицо Харалампию. В этот момент, гласит предание, шею этого человека скрутила судорога и лицо его повернулось на 180 градусов.

По молитвам святого истязатели были исцелены, Луций молил о прощении и выразил желание креститься. Пытки и гонения на христиан в области были приостановлены. Но Лукиан сказал, что всё же обязан поставить в известность о случившемся императора – Септимия Севера.

В 202 году вышел указ, который запрещал гражданам Римской империи обращаться в христианство и в иудаизм

Септимий Север правил Римом с 193 по 211 год, к власти он пришел через кровь и военный мятеж, и все его правление было отмечено усилением милитаризма и непримиримым отношением к христианам. Известен его указ, вышедший в 202 году (возможно, как раз после мученичества Харалампия), который запрещал гражданам Римской империи обращаться в христианство и иудаизм. Вот к этому-то правителю, пребывавшему тогда в Малой Азии, в Антиохии Писидийской, и направил свой доклад Лукиан. Надо ли говорить о том, какой реакции удостоил дошедшую до него весть венценосный язычник?

Старца приказано было привести к нему. И начался новый круг пыток… В бороду страдальца вплели веревку и так повели его к императору. Сперва тот распорядился о новых истязаниях огнем и железом и только потом устроил допрос. Из лукавого желания угодить императору даже его наложница сыпала горящие угли на голову и лицо 113-летнего епископа…

Правитель допрашивал и испытывал святого. Например, велел привести к нему бесноватого – человека, который 35 лет назад убил и обокрал своего ближнего. Не успел бесноватый войти, как бес от близости к святости завопил и по приказу епископа вышел из одержимого.

На допросе император пришел в такой гнев, что выстрелил из лука в небо и стал хулить Христа

Император колебался… То признавал старца чудотворцем и прекращал мучения, то с новой жестокостью набрасывался на исповедника, обвиняя его в волхвовании и посягательстве на его, императора, власть. В разгар очередного допроса Септимий пришел в такой гнев, что взял лук, выстрелил в небо и стал хулить Христа, призывая Его спуститься и отомстить…

В конце концов Харалампий был осужден на смерть. На месте казни ему явился Сам Господь со множеством ангелов и сказал, что святой может просить у Него всё, что угодно. Харалампий ответил Христу, что увидеть Его – уже великая милость, но если угодно Богу, то пусть в той местности, где будут почивать мощи святого и чтить его память, не будет ни голода, ни эпидемий, но воцарятся мир и благосостояние.

Господь ответил святому: «Да будет по прошению твоему, мужественный Мой воин!» И тут же Харалампий испустил дух, а его душа вознеслась на небо.

Всё, что произошло в финале земной жизни священномученика Харалампия, очень многих людей не оставило равнодушными: невозможно сказать, скольких он обратил в христианство одним своим примером. Предание говорит о том, что среди таких обращенных была дочь императора Галина (хотя в исторических источниках упоминаются лишь два сына Септимия Севера). Говорят, что именно Галина похоронила святого.

Сегодня его мощи находятся в одном из шести сохранившихся Метеорских монастырей в Греции – монастыре святого Стефана, а частицы – во всем православном мире. И действительно, есть свидетельства, что там, где находится даже частичка мощей святого, не бывает эпидемий и голода.

В 1876 г. небольшой поселок, находящийся на существенном удалении от сочинского Адлера, населяло около 40 семей греков. Они то и основали здесь школу и построили первую деревянную церковь. Сегодня храм св. Харлампия в Красной Поляне одна из посещаемых достопримечательностей горнолыжного курорта.

Где находится Церковь святого Харлампия на карте?

Она располагается в центре селения, на пятачке, где ул. Заповедная пересекается улицами Пчеловодов и Волоколамская. Вблизи вы можете обнаружить несколько – «Старый Двор», «Тукан» и «Снежный», кафешки и больницу.

История святого места и архитектура

Сейчас храм свт. Харлампия находится на том месте, где изначально была одноименная греческая церковь. Здесь, в центре Красной Поляны (тогда еще г. Романовск), в начале XX века, молились греки-переселенцы. В годы, когда в стране пропагандировался атеизм и усиливался террор в отношении верующих людей (1917-1932 гг.), сакральные объекты закрывали или полностью ликвидировали. Церквушку постигла такая же участь – сначала были изъяты ценности и запрещены службы, а затем (в 30-х гг.) ее разрушили.

Во времена, когда прекратилась борьба с религией и начали возрождать святыни, встал вопрос о возведении нового храма на Красной Поляне. В 1991 г. митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор благословил строительство церкви во имя св. Харлампия. 6 августа на месте постройки совершили чин закладки камня в основание. Возведение проходило медленно из-за нехватки финансов. Основными благотворителями выступали местные, соответственно, суммы пожертвований вносились небольшие. Через 12 лет, в 2003 г., строительство завершилось. Начальное богослужение состоялось в праздник Входа Господнего в Иерусалим.

Архитектурные особенности

Проект этой сакральной достопримечательности Сочи разработал архитектор и автор более 50 церквей и часовен в городах России – Ф.И. Афуксениди. Храм св. Харлампия в Красной Поляне – его проект, сделанный по просьбе земляков (Федор Иванович родом из этого поселка).

Церковь построена в греческом стиле, в плане она представляет собой соединение из квадратов в виде креста. Внешние стены кирпичные, оштукатурены и выкрашены в светло-бежевый цвет. Над средним квадратом, на цилиндрическом барабане, купол приземистой формы. С восточной стороны пристроена полукруглая апсида – это алтарная часть, а с западной квадратная двухъярусная колокольня с двускатной крышей – вход в храм. Над ним находится мозаичная икона св. Харлампия.

Тем, кому не удалось побывать в Греции, в местных храмах будет интересно посмотреть внутренний интерьер. Убранство заметно отличается от привычного традиционного русского православного храма. Первоначально все выглядит просто, но нарядность и торжественный облик придают мраморный пол и колонны. Посетители обращают внимание и на большое пятиярусное паникадило под барабаном – главный источник света и украшение. Вокруг него на цепях висит хорос (обруч) с небольшими арочными иконами-ликами.

Прихожане современных православных храмов привыкли видеть большие, многоярусные иконостасы, украшенные резьбой и позолотой. Здесь алтарь отделяет перегородка, состоящая из царских врат и размещенных от них с двух сторон образов – Спасителя и Богородицы греческого письма. Вместо малых врат (двери для входа диаконов и пономарей) арочные проемы с завесой.

Главные святыни и современность храма св. Харлампия

К сожалению, святыни, находившиеся здесь в дореволюционные времена, утрачены. После возведения в церковь святого Харлампия на Красной Поляне были привезены:

  • два списка со святой горы Афон – «Скоропослушница» и «Иверская»;
  • икона с частицей мощей свт. Харлампия (размещена на одном их храмовых аналоев);
  • частичка мощей целителя Пантелеймона;
  • почитаемые лики вмч. Димитрия Солунского, Луки Крымского, преподобных старцев Оптиной пустыни, Угличских мучеников – Романа и Иоанна.

О священномученнике Харлампии Магнезийском

Стоит сказать несколько слов о святом, в честь которого возвели храм. Харлампий жил в I веке и был епископом христианской общины Магнезии (сейчас это территория Греции). О подвигах первых христиан во время гонений сохранились исторические рассказы и предания. Их пытки и казни производились на глазах жителей городов, они были своего рода зрелищами.

Харлампий подвергся истязаниям при императоре Луции Септимии Севере, в правление которого происходили гонения. Епископу на этот момент исполнилось 113 лет. Изощренные пытки в виде сдирания кожи железными крючьями, обсыпание головы горящими углями и другие жестокие методы издевательств не сломили старца, не поколебали его веру.

Глядя на его стойкость и чудеса, происходящие во время казни, некоторые люди уверовали во Христа. После кончины епископа от его мощей начали совершаться чудеса. Сейчас рака с ними расположена в Греции, в монастыре св. Стефана, а частички разосланы для верующих по всему миру.

Церковь сегодня

Основные прихожане храма свт. Харлампия – жители пос. Красная Поляна. Настоятель о. Николай (Снопов) совершает требы, окормляет паству и руководит социальной деятельностью прихода. На территории действует воскресная школа для взрослых и детей.

Как добраться (доехать)?

Удобнее всего добираться сюда на автобусе №63 (Роза Хутор – Ачишховская ул.), выходите на остановке «Заповедная, 9».

На машине, если ехать от Адлера, маршрут движения на карте имеет такой вид:

Контакты и расписание служб

Отдыхающие местных баз отдыха, любители горнолыжных курортов и обычные туристы посещают храм Харлампия как одну из достопримечательностей Красной Поляны. На престольный праздник, в день преставления святого (23 февраля), здесь много гостей, приезжают паломники и священники из других городов, в том числе из Сочи и Краснодара.