Урок литературы на тему "Раз в крещенский вечерок девушки гадали…" Отражение быта русского народа в балладе В.А. Жуковского "Светлана"

Жуковский начал свое поэтическое поприще

балладами. Этот род поэзии им начат, создан

и утвержден на Руси...

В.Г. Белинский

Имя Василия Андреевича Жуковского, друга и учителя А С. Пушкина, вошло в русскую литературу как автора целого ряда баллад. Он воскрешал в балладах образы феодального Средневековья и полные наивной веры народные предания. Впервые определение баллады как жанра дал В.Г. Белинский. Он так определил его своеобразие: «В балладе поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде, но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...» Большинство баллад Жуковского - переводные. Сам поэт так писал о специфике таланта поэта-переводчика: «Переводчик: в прозе есть раб, в поэзии - соперник».

Первой балладой Жуковского была «Людмила» (1808), являющаяся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Используя сюжет немецкого поэта, Жуковский придал иной национальный колорит, перенеся действие в Московскую Русь XVI - XVII веков, дал героине русское имя Людмила, ввел песенные обороты и фольклорные особенности, присущие русскому народу.

Следующая баллада «Светлана», написанная в 1812 году, также на сюжет бюргеровой «Леноры». Но в «Светлане» уже усилен национальный колорит, который создается деталями быта и картинами русской природы. Поэтому «Светлана» была воспринята читателями как подлинно народное, русское произведение. Она была построена на широкой и устойчивой народной основе: здесь и гадания, приметы, обрядовые песни, и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.

Сюжет баллады «Светлана» напоминает во многом сюжет «Людмилы». Грустная Светлана гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Она грустит о своем женихе, о котором давно нет известий:

Год промчался - вести нет:

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит...

Светлана смотрит в зеркало и слышит голос любимого, который зовет ее за собой венчаться в церкви. По дороге в церковь она видит в темноте черный гроб в открытых вратах. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него истает мертвец и тянет к ней руки. Но Светлану спасает чудесный голубок, закрывающий ее от страшного призрака:

Встрепенулся, развернул Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул...

Всей лишенный силы,

Простонав, заскрежетал

Страшно он зубами

И на деву засверкал

Грозными очами...

В этом страшном призраке Светлана узнает своего милого и пробуждается Это оказался страшный, грозный сон. В финале баллады появляется живой жених. Герои соединяются и играют свадьбу. Все заканчивается.хорошо. Оптимистическое звучание баллады расходится с концовкой «Людмилы», в которой умерший жених увлекает невесту в царство теней. Фантастические события- явление мертвого жениха, путь в его «обитель», оживление мертвеца - отражают борьбу добра и зла. При этом побеждает добро:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Счастье - пробужденье.

Образ Светланы противопоставлен Жуковским как Леноре Бюргера, так и Людмиле. Грустная Светлана, в отличие от отчаявшейся Людмилы, не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, не молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. Светлая душа героини оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Отношение автора к тому, что произошло со Светланой, выражается в словах:

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана...

Будь, создатель, ей покров!

Светлана в балладе Жуковского поражает нас чистотою своего внутреннего мира. Чистота, кротость, покорность провидению, верность, набожность - вот отличительные черты этого характера. Само имя героини задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее под девушку из народной песни или сказки.

Светлана - один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Имя Светланы стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, «светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную сущность жизни. Оно оказалось своего рода талисманом, защищающим от злых сил. Образ Светланы вдохновил знаменитого русского художника К. Брюллова на создание картины «Гадание Светланы». Пушкин не раз вспоминал «Светлану», брал из ее стихов эпиграфы, сравнивал свою Татьяну с героиней баллады.

Высокое поэтическое мастерство, романтический национальный колорит баллады привлекли к ней интерес читателей, и она была признана современниками лучшим произведением Жуковского, которого стали называть певцом Светланы. Анализ литературного наследия Жуковского показывает высокую художественную ценность его поэзии и дает возможность понять, как велико значение этого поэта для русской поэзии и литературы. Сбылись слова А.С. Пушкина, сказавшего о Жуковском почти двести лет тому назад:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль...

Предмет : литература, 9 класс

Тема: В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

Цель урока : углубить представления о балладе, расширить читательский интерес учащихся

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с балладой В.А.Жуковского «Светлана»
  2. Выявить характерные признаки жанра на примере изучаемой баллады
  3. Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
  4. Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными В.А.Жуковского
  5. Провести словарную работу над терминами баллада, композиция, романтизм
  6. Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей у учащихся

Методические приемы : рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа стихотворного текста.

Оборудование: презентация «В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»»

Этапы урока :

  1. Организационный момент урока

Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

  1. Сообщение темы урока

Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса (СЛАЙД № 1). Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (В.А.Жуковскому) (СЛАЙД № 2)

Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)

3. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.

- Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский?

- Вспомните, каковы особенности русского романтизма? (СЛАЙД № 3)

- Вспомните жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)

- Что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение исторического, мифического или героического содержания) (СЛАЙД № 4)

- С какими балладами Жуковского мы уже знакомы? («Лесной царь», «Кубок») (СЛАЙД № 5)

  1. Сообщение темы и целей урока.

- К сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана». (СЛАЙД № 6) И сегодня на уроке мы с вами займемся анализом этого произведения.

  1. Проверка индивидуальных домашних заданий

Два ученика получили индивидуальные домашние задания, дадим им слово.

Первое задание - найти информацию о том, кому В.А. Жуковский посвятил это произведение . (1 ученик: «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка) (СЛАЙД № 7)

Второе задание – вспомнить характерные признаки баллады. (СЛАЙД № 8) (запись в тетрадь)

  1. Анализ произведения
  1. Исследовательская работа

А теперь поработаем с текстом баллады «Светлана». Задание первому варианту – найти в тексте баллады 1 и 3 признаки, второму – 2 и 4 признаки.

Ответ 1 варианта на 1 вопрос (СЛАЙД № 9,10,11,12,13). (Дети называют части композиции, попутно вспоминаем, что они обозначают)

Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?

(Ответ учащихся)

В тексте:

Экспозиция- действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.

Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.

Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…

Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.

Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым

Каков символический характер пространства и времени . (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)

Ответ 2 варианта. В чем состоит напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет? (В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется. Что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)

В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами. Как она просыпается и возвращается к исходной реальности.) (СЛАЙД № 14)

Символом чего является голубь? (В народе - символ счастья, любви, нежности, защиты, символ благословения господа?

А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон)

Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)

2. Анализ поэтического текста.

- Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Слово, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителе которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить.

- Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.

- как вы думаете, почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? (Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)

Как представляли Россию раньше? Это холодная страна, с вечной зимой. А чем занимались в зимнее время девушки на Руси?

Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке. (СЛАЙД № 15,16)

Почему не испытывает веселья Светлана? (Она обручена, это время ожидания замужества, время перемен, это всегда волнительно. Впереди – неизвестность. Как сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее ждет: счастье или несчастье?

Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)

В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? (Дорога – традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.) (СЛАЙД № 17)

- До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)

Каком образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию – счастливым завершение, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад – надеждой на радостную, полную любви жизнь? (Все неспокойные события произошли во сне. Жуковский отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах)

- Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу – это птицы.

- Почему ворон не так страшен Светлане? Это происходит во сне, поэтому пророчество не так страшно)

Почему защитником выбран голубь? (Светлана верит в Бога, верит. Что он ее защитит)

Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В этот момент Светлана просыпается, и мы понимаем, что наяву ничего плохого не случилось. Вера Светланы в бога спасла ее от трагического конца- это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твердость духа Светланы, ведь она героиня русой баллады.

Еще один символ – свет. Что можно сказать про него? (Свет несет добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком. И пробивающимся сквозь метель. И искрящимся. И исходящим от луны, даже имя героини отождествляется со светом.)

Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта вера на дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждении, к любимому суженому.

Немаловажную символику несет собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении. (СЛАЙД № 18)

цвет

значение

доводы

местоположение

белый

печаль

снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона

сон Светланы

белый

чистота

белая скатерть, белый голубь

И наяву (до сна) и во сне Светланы

чёрный

печаль

чёрная даль, чёрный ворон

сон Светланы

алый

теплота, забота, нежность

"пар алеет топкий" (на рассвете); сладостные уста любимого

пробуждение Светланы

Вообще краски присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует. Найдите примеры в тексте. (Гадание, после пробуждения, встреча с женихом)

Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живет, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций не было, кроме печали, как будто жизнь приостановилась, а если так, то ничего произойти с героиней не могло.

И свет, и звуки, и краски. И эмоции, которые вдруг окутывают Светлану после сна, говорят нам о том, что жизнь прекрасна. И, несмотря на то, что мы еще помним страшный сон, но мы знаем: добро и счастье победят! (СЛАЙД № 19)

4. Подведение итогов

Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?

В.г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии . .» (СЛАЙД № 20) Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве)

7. Домашнее задание - Выучить отрывок из баллады

8. Выставление оценок, подведение итогов.

9. Организационный конец урока.


Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ бал­лады, определив завязку, кульминацию, развязку.
На святках, «в крещенский вечерок», как и было принято, девушки пытались угадать свою судьбу через различные га­дания, которые перечисляет в начале бал­лады Жуковский. Скучающей в разлуке с женихом Светлане тоже посоветовали ис­пытать судьбу. Это экспозиция баллады. Светлана выбирает одно из самых страш­ных гаданий — с зеркалами. Появление жениха и его приглашение поехать в цер­ковь венчаться — завязка. Действие раз­вивается стремительно. Быстро летят кони, кругом вьюга, вокруг степная пус­тота. Бледный и унылый жених молчит. Кони промчались мимо церкви, в которой шла панихида по усопшему. Все предве­щает беду. «Ворон каркает: печаль!» Кони приблизились к хижине под снегом. Ис­чезло все: кони, сани, жених. Одинокая Светлана с молитвой вошла в избу и уви­дела накрытый белою попоной гроб. К ней ластится голубок. Но вот зашевелился по­койник в гробу. Наступает кульминаци­онный момент баллады — Светлана узна­ет в мертвеце своего жениха, и наступает пробуждение. Светлана верит в то, что сон предвещает недоброе. Однако приближа­ется счастливая развязка: радостно приез­жает жених.

Та ж любовь в его очах,

Те ж приятны взоры;

Те ж на сладостных устах Милы разговоры.

Отворяйся ж, Божий храм;

Вы летите к небесам,

Верные обеты.

Завершается баллада некоторой мо­ралью, наставлением автора в духе право­славного мировоззрения — не верить снам и гаданиям, а верить в Промысел Божий. Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей — Вера в провиденье.

Благ Зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье».

Вспомните описание девичьих гаданий в кре­щенский вечерок. Какие из них вам особенно за­помнились?

В начале баллады Жуковский дает раз­вернутую картину народных гаданий, к которым прибегали девушки на свят­ках, чтобы узнать свою судьбу, в основном связанную с будущим замужеством. Они бросали снятые с ноги башмачки, слуша­ли под окном, кормили куриц счетным зерном, гадали на воске. Но самое главное и страшное гадание — это ожидание же­ниха при зеркалах и свечах. По описани­ям в исследовательской литературе, на­пример в книге Сахарова «Сказания рус­ского народа», это гадание происходит так. В темной комнате накрыт стол на две персоны. Он расположен между двумя об­ращенными друг к другу зеркалами, пе­ред каждым из них зажжена свеча. Де­вушка должна быть одна в комнате и си­деть против зеркала. Другое зеркало — за ее спиной. Она долго ожидает прихода же­ниха. Если он не придет, значит, ей в этом году суждено остаться незамужней. Если предстоит свадьба, то ее мужем станет че­ловек, показавшийся в зеркале. По народ­ным поверьям, может произойти нечто страшное, что случилось со Светланой или Людмилой. Опытные люди советова­ли юным гадальщицам не ждать развития событий (они могут быть весьма трагиче­скими), а, увидев суженого, накрыть зер­кало платком и прекратить дальнейшее испытание судьбы.

Попробуйте рассказать о героине баллады — Светлане, о ее подругах, женихе. Какой из этих рас­сказов получился более обстоятельным и подроб­ным? Почему?
Самый подробный рассказ может полу­читься о Светлане, так как в балладе пере­даны ее переживания, ожидания и при­ключения. Она — героиня произведения. Светлана высоко моральный и глубоко ве­рующий человек. Она ни разу не измени­ла вере в Бога: ни во время разлуки с же­нихом, ни во время страшной скачки. Войдя в неизвестную избу, перекрести­лась, села под святые образа, это ее и спас­ло от страшной участи Людмилы.

Подруги — это лишь фон для развития сюжета, они выслушивают жалобы Свет­ланы и советуют ей прибегнуть к гада­нию. О женихе мы знаем, что он статен, ласков, любит Светлану, не забыл ее в раз­луке, любовь выражает приятными ре­чами.

Опишите картины зимнего пейзажа в балладе. Какие строки отвечают настроению и состоянию ге­роини?

В балладе во сне Светланы изображена зимняя вьюжная ночь, освещаемая лун­ным светом; вокруг скачущих саней, за­пряженных конями, пустота, глубокий снег. Этот зимний пейзаж мрачен, он вы­зывает тревожное настроение Светланы. И даже стоящий в стороне храм усилива­ет ощущение мрака и тревоги: из его две­рей доносится заупокойная служба, там стоит гроб и звучат слова панихиды «Буди взят могилой». После пробуждения Светланы природа уже празднует победу доб­ра над злом, счастья над несчастьем, ве­чер, ночь и луна сменяются утром, днем, солнцем.

Какие художественные средства (сравнения, эпитеты, метафоры) чаще всего используются в бал­ладе?

Из художественных средств следует от­метить яркие эпитеты: горькая судьби­на, красен свет, мертвое молчанье, мертвый сон, ворота тесовы, черный вран, кони борзые, грозный сон, сладо­стные уста и др. Они имеют фольклорное происхождение и удачно вписываются в народный стиль баллады. Активно ис­пользуются в них и метафоры, а также ги­перболы.

Чем можно объяснить плясовой характер зву­чания стиха? Каким стихотворным размером поль­зуется поэт?

Святки — это праздничная неделя от Рождества до Крещения, наполненная раз­личными народными гуляниями и развле­чениями. Благополучный конец баллады тоже настраивает на праздничный лад.

Отсюда и выбор стиля произведения, его плясового звучания, что соответствует праздничному настроению народа. Стихо­творный размер — хорей.

Рассмотрите рисунки Жуковского. Что в них напоминает пейзажи баллады?

Тема урока: « Раз в крещенский вечерок девушки гадали…» (Отражение быта русского народа вбалладе «Светлана».)

Вид: урок усвоения нового материала.

Тип урока: урок с использованием активных форм работы.

Эпиграф:


Пройдёт веков завистливую даль…
А.С.Пушкин

Цели урока:

    Обучающая: осуществление первоначального представления о личности Жуковского, о жанре баллады; ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», выявление национального колорита произведения.

    Развивающая: умение анализировать прочитанное.

    Воспитывающая: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя.

Оборудование: ПК,выставка книг с произведениями В.А.Жуковского, презентации к сообщениям о жизни и судьбе поэта, истории создания баллады «Светлана», о святочных гаданиях, оформление доски, картины петуха и ворона, портрет В.А.Жуковского, картина К.П.Брюллова «Гадающая Светлана», предметы, необходимые для гаданий (свечи, зеркала, валенок и др.), видео, запись «Подблюдные песни», карточки с заданием.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

    Сегодня на уроке у нас новая встреча, а в гости нас приглашает поэт, переводчик, основоположник романтизма в России Василий Андреевич Жуковский. Мы не просто познакомимся с его жизнью, судьбой, творчеством, но и окунёмся в мир тайны и загадки, в мир реальный и фантастический, в мир баллады.

    Откройте свои тетради и запишите тему урока.

3. Знакомство с биографией В.А.Жуковского.

    Наше знакомство начинается с биографии Жуковского. (Обращаем внимание на краеведческий компонент, Жуковский – наш земляк).

(Сообщение ученика, показ презентации № 1)

Сообщение ученика «В.А.Жуковский. Жизнь и судьба».

1.Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишинском Белёвского уезда Тульской губернии.

2.Отцом его был помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью – пленная турчанка Сальха, после крещения и принятия православия – Елизавета Дементьевна Турчанинова.

3.Василий Андреевич Жуковский избежал участи незаконнорожденного ребёнка, так как по просьбе Бунина был усыновлён живущим в их доме обедневшим дворянином и дальним родственником Андреем Григорьевичем Жуковским, который стал мальчику крёстным отцом.

4.Будучи ребёнком, В.А.Жуковский жил в доме Буниных на правах воспитанника в ласке и любви, окружённый всеобщим вниманием.

Учителей для его образования отбирали строго и тщательно.

В марте 1791 года от простуды умирает Афанасий Иванович Бунин, и семья переезжает в Тулу, где поселяется в нанятый просторный дом на одной из центральных улиц города.

5.В.А.Жуковский был отдан в тульский пансион Роде для продолжения образования, после его закрытия в Народное училище.

Жуковский учился с удовольствием, а все выходные проводил в доме у Марии Григорьевны (законной жены А.И.Бунина), которую он называл «бабушкой».

6.Одним из учителей Жуковского был Андрей Тимофеевич Болотов, замечательный учёный и писатель, по его рекомендации 14-летний Жуковский поступает в Московский Университетский Благородный пансион.

Именно здесь он впервые пишет стихи – сентиментальные и немного мрачные, которые появляются на страницах рукописных журналов, издаваемых в стенах пансиона.

С 1808 года Жуковский всё реже бывает в Белёве, напряжённо думает о будущем.

7.Мария Григорьевна Бунина и Елизавета Дементьевна, сложившись, купили Жуковскому небольшую деревеньку Холх в окрестностях Белёва с 17-ью крепостными.

8.В 1811 году умирает Мария Григорьевна и через 12 дней, за своей благодетельницей и старшей подругой, умирает родная мать Жуковского, турчанка Сальха – Елизавета Дементьевна.

Спустя год, в 1812, Жуковский вместе с Вяземским, Грибоедовым сражается в рядах московских партизан-добровольцев. Он был зачислен поручиком Первого пехотного полка Московского ополчения, принимал участие в Бородинской битве и в сражении под Красным; работал в походной типографии своего друга, профессора Дерптского университета Андрея Кайсарова.

9.В декабре 1812 года Жуковский заразился тифом, в беспамятстве провёл месяц в госпитале в Вильно. Выздоровев, узнал, что ему присвоено звание штабс-капитана, и он награждён боевым орденом Святой Анны 2-ой степени. По болезни получил бессрочный отпуск и в январе 1813 года приехал в Муратово, родовое имение своей матери. События Отечественной войны, его впечатления от похода отразились в стихотворении «Певец во стане русских воинов».

10.Весной 1815 года Жуковский представлен Н.М.Карамзиным ко двору. А с 1826 года он работал в качестве наставника наследника престола Великого князя Александра Николаевича – будущего царя Александра II.

11.Особая страница жизни и судьбы В.А.Жуковского – А.С.Пушкин. Они познакомились в Царском Селе, когда Пушкину было 16 лет. Искренняя дружба и глубокое взаимопонимание между ними сохранится до конца дней. Известный поэт, редактор одного их лучших русских журналов подарит молодому другу свой портрет с трогательной надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя в тот день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила»». А юный Пушкин в стихотворении «К портрету Жуковского» скажет о нём очень точные слова:

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль.

Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эти слова, к которым мы вернёмся позже.

12. Поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам Центральной России, она окружена тайной.

13. 12 апреля 1852 года в Светлое Христово Воскресенье (на Пасху) Василий Андреевич Жуковский скончался в Баден-Бадене. Но вечный покой обрёл в России: 29 августа его прах был погребён на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

4. История создания баллады «Светлана».

    Так начался путь Жуковского в бессмертие. И бессмертными стали его произведения. Особое значение для становления русского романтизма имели баллады поэта. Узнаем историю создания баллады «Светлана».

(Сообщение ученика, показ презентации № 2)

Сообщение ученика «История создания баллады «Светлана»».

    Особой строкой в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского проходит любовь.

    Сводная сестра Жуковского Екатерина Афанасьевна Протасова пригласила его стать наставником и домашним учителем своих племянниц – 12-летней Маши и 10-летней Саши Протасовых.

22-летний Жуковский преподавал девочкам русскую и зарубежную словесность, историю. С увлечением отдавался занятиям с милыми и умными девочками. Их обучение длилось 3 года.

    Позже Жуковский понял, что сильно влюблён в Машу. Маша отвечала взаимностью. Но Екатерина Афанасьевна была против их брака в будущем. Жуковский изо всех сил боролся за своё счастье, но надежды не было.

«Сердце ноет, когда подумаешь, чего и для чего меня лишили», – пишет он.

Маша Протасова выходит замуж за хорошего и любящего её человека – доктора Мойера, но любовь к Жуковскому сохранила на всю жизнь.

    Второй племяннице, Саше Протасовой, в качестве свадебного подарка Жуковский преподнёс балладу «Светлана» - самое светлое произведение, основанное на русских народных обычаях и поверьях.

Над этой балладой Жуковский работал 4 года – с 1808 по 1812 год.

    Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила».

6. Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И.В.Гёте, Ф.Шиллера, В.Скотта.

5. Определение баллады как жанра.

    Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте познакомимся с определением понятия. А что же такое баллада?- 9 класс.

Запись на доске : Баллада – это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями.

6. Анализ баллады «Светлана».

    Дома вы самостоятельно знакомились с текстом произведения. Разберёмся в прочитанном и выявим жанровые особенности баллады: есть ли в нашей балладе сюжет, необычный случай, предания, таинственные происшествия.

Прослушаем актёрское чтение отрывка баллады (Видео)

(Чтение наизусть отрывка баллады учеником.)

О чём мы узнаём в первых строчках произведения? (О гаданиях ).

Сообщение о святочных гаданиях . (Показ презентации № 3)

Из истории.

    В промежутке от Рождества до Крещения – 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться.

Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.

Гадали, как правило, на суженого.

Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде.

Гадать направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение – в день освящения воды, гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи.

    А сейчас мы некоторые продемонстрируем.

Гадание с подблюдными песнями. (Включаем запись с подблюдными песнями)

Молодые люди (не менее 6 человек) собирались вечером вместе, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, иногда помещали хлеб, соль, глину. Блюдо накрывали чистым полотенцем. После этого собравшиеся пели песню, посвященную хлебу и соли. Наконец, со словами: «Кому вынется, тому сбудется», отвернувшись, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым в руку. По вынутой вещи и по содержанию пропетой песни и делали предсказание.

Гадание по валенку.

Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» узнают, откуда придет супруг. Если сапог укажет на дом гадающей, в этот год она замуж не выйдет.

Гадание на кур.

В полночь снимали с насеста кур, давали им отборные зерна пшена, если куры съедят все, то замужество будет благополучным. Если останется хотя бы одно зерно, это предвещает бедность. Оставляли курам воду и смотрели: если курица будет пить, то муж будет пьяница, если нет – это предвещает хорошего мужа.

Гадание по снегу.

Вечером девушки ложились на снег. А утром смотрели на отпечаток. Если отпечаток гладкий, то муж будет покладистый, если отпечаток неровный, ребристый – то муж – злой и драчливый.

Гадание с зеркалами.

Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга, освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть.

Учитель: А какие гадания, ребята, знаете вы. Может быть ваши бабушки гадали или рассказывали, а может вы сами гадали когда-то, присутствовали при этом.

Гадание на воске (свечах)

Взять огарки восковых или парафиновых свечей белого цвета (праздничные цветные свечи для гадания не подходят), сложить в металлическую посуду, расплавить на огне и сразу же влить в емкость с холодной водой. Образовавшаяся при этом фигура и будет предсказывать то будущее, которое ожидает гадающую особу.

Гадание по кольцу

Взять обыкновенный стакан с гладкими стенками (без рисунка и шлифовки), налить в него воду на 3/4 объема и осторожно опустить на середину дна обручальное кольцо, предварительно почищенное. Пристально вглядываясь в самый центр кольца, можно увидеть суженого. Только чтобы его разглядеть, смотреть в кольцо надо довольно долго.

7. Физминутка.

Интересно узнать своё будущее, хотя сегодня и не святки, но мы с вами тоже сейчас погадаем, помечтаем и отдохнём. Сядьте удобней, расслабьтесь, закройте глаза, руками сделайте домик и поднесите к лицу. Загадайте желание и оно обязательно сбудется.

8. Анализ баллады.

Выявим жанровые особенности баллады :

1) Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.

Назовите героев. (Светлана, подруги, жених Светланы).

Расположите события по порядку. (Работа по карточкам)

    Девушки гадают в крещенский вечер.

    Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.

    Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

    Светлане является её жених и увозит её венчаться.

    Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.

    В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

    Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.

2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы? (она грустна, т.к. нет её возлюбленного)

3) Реальное сочетается с фантастическим.

Какие элементы в сюжете реальные? (Гадание; сон; встреча с возлюбленным)

Что относится к фантастическому? (События, произошедшие во сне: встреча; ночное путешествие; мертвец; ворон – символ тёмных сил; голубка – символ светлых сил).

4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

(Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу…

5) Баллада имеет композицию (экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку). (Слайд)

Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.

    Экспозиция: действие происходит в избе в крещенский вечерок; здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.

    Завязка: Светлана грустит, она рассказывает подружкам о своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.

    Развитие действия: Жених везёт её венчаться. Они едут по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идёт отпевание. Наконец жених привозит её в уединённую хижину, где опять она видит гроб….

    Кульминация: встреча с мертвецом.

    Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.

6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)

Поработаем с текстом. (Материал для учителя)

    Романтический колорит создается следующими приемами и средствами:


    Употребление лексики, обозначающей чувства (т.к. романтиков в первую очередь интересовало внутреннее состояние героя, внутренний мир человека). 5-я строфа: «с тайной робостью она в зеркало глядится», «робость в ней волнует грудь, страшно ей назад взглянуть, страх туманит очи…»; 12-я строфа: «входит с трепетом, в слезах»; 17-я строфа: «села (тяжко ноет грудь)».


    Создание атмосферы таинственности, загадочности.4-я, 5-я и 6-я строфы: описание гадания с зеркалом, ожидание; 13-я строфа: Светлана в избушке – «Все в глубоком, мертвом сне, страшное молчанье…».


    Быстрое развитие действия, движение (сон Светланы, смена настроения, переход от сна к яви: ночные страшные приключения оказываются лишь кошмарным сном).


    Символичность образов: (Работа по рядам или в парах) символичен пейзаж во сне Светланы; 10я строфа: «черный вран» - предсказание несчастья, «брезжит в поле огонек» - огонек надежды. Кроме языческой символики используется и христианская: 13-я строфа «белоснежный голубок» - символ чистоты, христианской души (ангел), это и свидетельство чистоты самой Светланы (имя также неслучайно, символично: Светлана – светлая душой).


    Создание романтического портрета героя. 8-я строфа: «Он глядит на лунный свет, бледен и унылый».


    Антитеза. В композиции: сон – явь; печаль героини в начале – радость в конце произведения; мрачный вечерний (ночной) пейзаж в начале баллады и во сне героини – радостный утренний пейзаж в конце. В образах: мертвец (зло, тьма, смерть) – голубок и сама Светлана (добро, свет, жизнь). В лексике: «лунный свет» - «луч денницы», стар – млад, ночь – день и т.д.

В балладе Жуковского, кроме романтических мотивов и образов, мы можем наблюдать и другие. 1-я и 2-я строфы:

Фольклорные мотивы . Обряды гадания, подблюдные гадальные песни.

Элементы христианской культуры . 12-я строфа: «свечка пред иконой», «пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; и с крестом своим в руке, под святыми в уголке робко притаилась». 13-я, 14-я и 15-я строфы: уже упоминаемый выше голубок. Кроме того, есть и христианская трактовка событий, поведения героини. А именно: ожидаемая от мертвеца опасность, гибель героини – это, возможно, наказание за то, что Светлана гадает, т.к. церковь осуждала гадания, считая их общением с нечистой силой, с дьяволом. Спасение героини – за чистоту души и веру в Бога.

Помимо романтических приемов, автор применяет приемы, свойственные не только романтическому произведению. Например, повторы, лексический и синтаксический параллелизм. Повторы – 8-я и 9-я строфы: элементы описания жениха Светланы («бледен и унылый»); 9-я и 12-я строфы: гроб (в церкви и избушке). Дважды является жених Светланы (во сне и наяву), дважды герои направляются в церковь (также во сне Светланы и наяву), разница в том, что во сне событие страшное, описание окрашено в мрачные краски, а в яви это же событие является радостным, светлым, мрачная мистическая окраска исчезает. Между прочим, это отступление от законов романтизма, т.к. чаще всего романтическое произведение начиналось счастливо, а заканчивалось трагически. Здесь же мы видим устранение всего опасного, страшного, баллада заканчивается венчанием героини и надеждами на дальнейшее счастье. Жуковский как бы спорит со своими же балладами (особенно с балладой «Людмила» со схожим сюжетом, в которой мертвый жених увлекает Людмилу с собой и героиня погибает).

- «Светлана» - одно из первых русских произведений, где «русский дух, где Русью пахнет».

Что русского, национального в этой балладе? (Образ крещенских гаданий; голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души, снежные заносы, одинокая «хижина под снегом», утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиками, свадебная песня «Многие Леты»).

Перечислив жанровые особенности баллады, какой вывод мы можем с вами сделать?

Вывод: «Светлана» - баллада.

В чём смысл баллады? (Оптимистический, светлый, вера в Бога; в то, что Господь всё устраивает на благо человеку; пусть все печали и невзгоды остаются во сне, человек достоин счастья и радости, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек:

Вот баллады толк моей
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон.
Счастье – пробужденье»).

В сюжете этой баллады всё мрачное и фантастическое отнесено в мир сна, и сюжет получает неожиданную счастливую развязку. В конце баллады вдруг появляется добрый, ироничный автор, который делает балладу очень оригинальной. Это произведение можно назвать шутливой балладой, ироничной.

Светлана стала одним из самых светлых и любимых литературных образов. Я хочу обратить ваше внимание на то, что баллада выдержана в белом свете. Белый свет ассоциируется с именем героини: Светлана (старославянское) – светлая, чистая. Белый цвет – символ чистоты и непорочности.

9. Домашнее задание: (Слайд)

1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На основе их дать устную характеристику Светланы.

2) Баллада написана более 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Найдите эти слова и дайте объяснение значениям непонятных слов.

10. Итог урока.

Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, мне хочется обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?

А как бы вы оценили свою работу?

А сейчас мне бы хотелось поблагодарить вас за урок, за активную работу, мне понравились сообщения, ваши ответы. Урок окончен. Спасибо. (Слайд)

Класс: 6

Презентации к уроку













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.







Назад Вперёд








Назад Вперёд

Произведение: Баллада «Светлана».

Вид: урок усвоения нового материала.

Тип урока: урок с использованием активных форм работы.

Тема урока: Раз в крещенский вечерок девушки гадали… (Отражение быта русского народа в балладе «Светлана»).

Эпиграф:


Пройдёт веков завистливую даль…
А.С.Пушкин

Цели урока:

  • Обучающая: осуществление первоначального представления о личности Жуковского, о жанре баллады; ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», выявление национального колорита произведения.
  • Развивающая: умение анализировать прочитанное.
  • Воспитывающая: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя.

Оборудование: ПК,выставка книг с произведениями В.А.Жуковского, презентации к сообщениям о жизни и судьбе поэта, истории создания баллады «Светлана», о святочных гаданиях, оформление доски, портрет В.А.Жуковского, картина К.П.Брюллова «Гадающая Светлана».

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке у нас новая встреча, а в гости нас приглашает поэт, переводчик, основоположник романтизма в России Василий Андреевич Жуковский. Мы не просто познакомимся с его жизнью, судьбой, творчеством, но и окунёмся в мир тайны и загадки, в мир реальный и фантастический, в мир баллады.

Откройте свои тетради и запишите тему урока.

3. Знакомство с биографией В.А.Жуковского.

Наше знакомство начинается с биографии Жуковского. (Обращаем внимание на краеведческий компонент, Жуковский – наш земляк).

(Сообщение ученика, показ презентации № 1)

Сообщение ученика «В.А.Жуковский. Жизнь и судьба».

Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишинском Белёвского уезда Тульской губернии.

Отцом его был помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью – пленная турчанка Сальха, после крещения и принятия православия – Елизавета Дементьевна Турчанинова.

Василий Андреевич Жуковский избежал участи незаконнорожденного ребёнка, так как по просьбе Бунина был усыновлён живущим в их доме обедневшим дворянином и дальним родственником Андреем Григорьевичем Жуковским, который стал мальчику крёстным отцом.

Будучи ребёнком, В.А.Жуковский жил в доме Буниных на правах воспитанника в ласке и любви, окружённый всеобщим вниманием.

Учителей для его образования отбирали строго и тщательно.

В марте 1791 года от простуды умирает Афанасий Иванович Бунин, и семья переезжает в Тулу, где поселяется в нанятый просторный дом на одной из центральных улиц города.

В.А.Жуковский был отдан в тульский пансион Роде для продолжения образования, после его закрытия в Народное училище.

Жуковский учился с удовольствием, а все выходные проводил в доме у Марии Григорьевны (законной жены А.И.Бунина), которую он называл «бабушкой».

Одним из учителей Жуковского был Андрей Тимофеевич Болотов, замечательный учёный и писатель, по его рекомендации 14-летний Жуковский поступает в Московский Университетский Благородный пансион.

Именно здесь он впервые пишет стихи – сентиментальные и немного мрачные, которые появляются на страницах рукописных журналов, издаваемых в стенах пансиона.

С 1808 года Жуковский всё реже бывает в Белёве, напряжённо думает о будущем.

Мария Григорьевна Бунина и Елизавета Дементьевна, сложившись, купили Жуковскому небольшую деревеньку Холх в окрестностях Белёва с 17-ью крепостными.

В 1811 году умирает Мария Григорьевна и через 12 дней, за своей благодетельницей и старшей подругой, умирает родная мать Жуковского, турчанка Сальха – Елизавета Дементьевна.

Спустя год, в 1812, Жуковский вместе с Вяземским, Грибоедовым сражается в рядах московских партизан-добровольцев. Он был зачислен поручиком Первого пехотного полка Московского ополчения, принимал участие в Бородинской битве и в сражении под Красным; работал в походной типографии своего друга, профессора Дерптского университета Андрея Кайсарова.

В декабре 1812 года Жуковский заразился тифом, в беспамятстве провёл месяц в госпитале в Вильно. Выздоровев, узнал, что ему присвоено звание штабс-капитана, и он награждён боевым орденом Святой Анны 2-ой степени. По болезни получил бессрочный отпуск и в январе 1813 года приехал в Муратово, родовое имение своей матери. События Отечественной войны, его впечатления от похода отразились в стихотворении «Певец во стане русских воинов».

Весной 1815 года Жуковский представлен Н.М.Карамзиным ко двору. А с 1826 года он работал в качестве наставника наследника престола Великого князя Александра Николаевича – будущего царя Александра II.

Особая страница жизни и судьбы В.А.Жуковского – А.С.Пушкин. Они познакомились в Царском Селе, когда Пушкину было 16 лет. Искренняя дружба и глубокое взаимопонимание между ними сохранится до конца дней. Известный поэт, редактор одного их лучших русских журналов подарит молодому другу свой портрет с трогательной надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя в тот день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила»». А юный Пушкин в стихотворении «К портрету Жуковского» скажет о нём очень точные слова:

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль.

Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эти слова, к которым мы вернёмся позже.

Поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам Центральной России, она окружена тайной.

12 апреля 1852 года в Светлое Христово Воскресенье (на Пасху) Василий Андреевич Жуковский скончался в Баден-Бадене. Но вечный покой обрёл в России: 29 августа его прах был погребён на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

4. История создания баллады «Светлана».

Так начался путь Жуковского в бессмертие. И бессмертными стали его произведения. Особое значение для становления русского романтизма имели баллады поэта. Узнаем историю создания баллады «Светлана».

(Сообщение ученика, показ презентации № 2)

Сообщение ученика «История создания баллады «Светлана»».

Особой строкой в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского проходит любовь.

Сводная сестра Жуковского Екатерина Афанасьевна Протасова пригласила его стать наставником и домашним учителем своих племянниц – 12-летней Маши и 10-летней Саши Протасовых.

22-летний Жуковский преподавал девочкам русскую и зарубежную словесность, историю. С увлечением отдавался занятиям с милыми и умными девочками. Их обучение длилось 3 года.

Позже Жуковский понял, что сильно влюблён в Машу. Маша отвечала взаимностью. Но Екатерина Афанасьевна была против их брака в будущем. Жуковский изо всех сил боролся за своё счастье, но надежды не было.

«Сердце ноет, когда подумаешь, чего и для чего меня лишили», – пишет он.

Маша Протасова выходит замуж за хорошего и любящего её человека – доктора Мойера, но любовь к Жуковскому сохранила на всю жизнь.

Второй племяннице, Саше Протасовой, в качестве свадебного подарка Жуковский преподнёс балладу «Светлана» - самое светлое произведение, основанное на русских народных обычаях и поверьях.

Над этой балладой Жуковский работал 4 года – с 1808 по 1812 год.

Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила».

Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И.В.Гёте, Ф.Шиллера, В.Скотта.

5. Определение баллады как жанра.

Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте познакомимся с определением понятия. А что же такое баллада?

Запись на доске : Баллада – это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями.

6. Анализ баллады «Светлана».

Дома вы самостоятельно знакомились с текстом произведения. Разберёмся в прочитанном и выявим жанровые особенности баллады: есть ли в нашей балладе сюжет, необычный случай, предания, таинственные происшествия.

Прочитаем начало баллады.

(Чтение наизусть отрывка баллады учеником.)

О чём мы узнаём в первых строчках произведения? (О гаданиях ).

Сообщение о святочных гаданиях . (Показ презентации № 3)

Из истории.

В промежутке от Рождества до Крещения – 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться.

Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.

Гадали как правило на суженого.

Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде.

Гадать направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение – в день освящения воды гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи.

Гадание с подблюдными песнями.

Молодые люди (не менее 6 человек) собирались вечером вместе, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, иногда помещали хлеб, соль, глину. Блюдо накрывали чистым полотенцем. После этого собравшиеся пели песню, посвященную хлебу и соли. Наконец, со словами: «Кому вынется, тому сбудется», отвернувшись, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым в руку. По вынутой вещи и по содержанию пропетой песни и делали предсказание.

Гадание по валенку.

Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» узнают, откуда придет супруг. Если сапог укажет на дом гадающей, в этот год она замуж не выйдет.

Гадание на кур.

В полночь снимали с насеста кур, давали им отборные зерна пшена, если куры съедят все, то замужество будет благополучным. Если останется хотя бы одно зерно, это предвещает бедность. Оставляли курам воду и смотрели: если курица будет пить, то муж будет пьяница, если нет – это предвещает хорошего мужа.

Гадание по снегу.

Вечером девушки ложились на снег. А утром смотрели на отпечаток. Если отпечаток гладкий, то муж будет покладистый, если отпечаток неровный, ребристый – то муж – злой и драчливый.

Гадание с зеркалами.

Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга, освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть.

Учитель: А какие гадания, ребята, знаете вы. Может быть ваши бабушки гадали или рассказывали, а может вы сами гадали когда-то, присутствовали при этом.

Гадание на воске (свечах)

Взять огарки восковых или парафиновых свечей белого цвета (праздничные цветные свечи для гадания не подходят), сложить в металлическую посуду, расплавить на огне и сразу же влить в емкость с холодной водой. Образовавшаяся при этом фигура и будет предсказывать то будущее, которое ожидает гадающую особу.

Гадание по кольцу

Взять обыкновенный стакан с гладкими стенками (без рисунка и шлифовки), налить в него воду на 3/4 объема и осторожно опустить на середину дна обручальное кольцо, предварительно почищенное. Пристально вглядываясь в самый центр кольца, можно увидеть суженого. Только чтобы его разглядеть, смотреть в кольцо надо довольно долго.

7. Физминутка.

Интересно узнать своё будущее, хотя сегодня и не святки, но мы с вами тоже сейчас погадаем, помечтаем и отдохнём. Сядьте удобней, расслабьтесь, закройте глаза, руками сделайте домик и поднесите к лицу. Загадайте желание и оно обязательно сбудется.

8. Анализ баллады.

Выявим жанровые особенности баллады:

1) Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.

Назовите героев. (Светлана, подруги, жених Светланы).

Расположите события по порядку.

  1. Девушки гадают в крещенский вечер.
  2. Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.
  3. Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.
  4. Светлане является её жених и увозит её венчаться.
  5. Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.
  6. В избе Светлана видит своего жениха в гробу.
  7. Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.

2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?

3) Реальное сочетается с фантастическим.

Какие элементы в сюжете реальные? (Гадание; сон; встреча с возлюбленным)

Что относится к фантастическому? (События, произошедшие во сне: встреча; ночное путешествие; мертвец; ворон – символ тёмных сил; голубка – символ светлых сил).

4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

(Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу…)

5) Баллада имеет композицию (завязку, кульминацию, развязку).

Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.

  • Завязка: гадание.
  • Кульминация: встреча с мертвецом.
  • Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.

6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)

Поработаем с текстом и приведём примеры выразительных средств (1 вариант)

Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений (2 вариант)

- «Светлана» - одно из первых русских произведений, где «русский дух, где Русью пахнет».

Что русского, национального в этой балладе? (Образ крещенских гаданий; голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души, снежные заносы, одинокая «хижина под снегом», утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиками, свадебная песня «Многие Леты»).

Перечислив жанровые особенности баллады, какой вывод мы можем с вами сделать?

Вывод: «Светлана» - баллада.

В чём смысл баллады? (Оптимистический, светлый, вера в Бога; в то, что Господь всё устраивает на благо человеку; пусть все печали и невзгоды остаются во сне, человек достоин счастья и радости, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек:

Вот баллады толк моей
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон.
Счастье – пробужденье»).

В сюжете этой баллады всё мрачное и фантастическое отнесено в мир сна, и сюжет получает неожиданную счастливую развязку. В конце баллады вдруг появляется добрый, ироничный автор, который делает балладу очень оригинальной. Это произведение можно назвать шутливой балладой, ироничной.

Светлана стала одним из самых светлых и любимых литературных образов. Я хочу обратить ваше внимание на то, что баллада выдержана в белом свете. Белый свет ассоциируется с именем героини: Светлана (старославянское) – светлая, чистая. Белый цвет – символ чистоты и непорочности.

9. Домашнее задание:

1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На основе их дать устную характеристику Светланы.

2) Баллада написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Найдите эти слова и дайте объяснение значениям непонятных слов.

10. Итог урока.

Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, мне хочется обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?

Что вам понравилось?

А как бы вы оценили свою работу?

А сейчас мне бы хотелось поблагодарить вас за урок, за активную работу, мне понравились сообщения, ваши ответы. Урок окончен. Спасибо.