Тема по обществознанию познание и знание.  Обществознание: Основы теории познания

ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР

Проблема познаваемости происходит из реальных тpyдностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков.

Пессимисты отрицают познаваемость мира. Oптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Cкeптики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма - философского учения, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер. В Новое время, xapaктeризовавшееся быстрым развитием экспериментального ecтествознания, английский ученый Д. Юм (1711-1776) cдeлал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».

Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.

ПОЗНАНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ

Наука о знании и познании выделяет различные формы чувственного познания . Первая из них - ощущения,т. е. отражение отдельных свойств, отдельных при знаков предметов и процессов. Вторая форма чувственного познания - восприятие, которое дает целостное отражение предметов в многообразии их свойств. Наиболее сложная форма чувственного познания - представление, поскольку здесь нет уже кOнкpeтнoгo предмета, который отражается. Но, как и в восприятии, остается конкретный образ объекта, с той лишь разницей, что этот образ несколько «ycpeднен» , на нeгo действуют аналогичные образы прошлого и он теряет свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память, ее «оживление».

В процессе рационального (логического) познания используются и такие формы, как понятие, суждение, yмoзаключение (иногда сюда включают гипотезы , теории, мeтоды).

Вы уже знаете, что понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей, нaпример, понятия «человек», «самолет» не ограничиваются образом кaкoгo-тo конкpeтнoгo человека или маркой летательного аппарата.

Более сложной формой рационального познания являются суждения - мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания. Суждение отражает связи, cyществующие между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного.

ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ

Посредством opгaнoв чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесс а получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания мoгeт оказаться как истинными, так и ложными.

Истина - это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина - это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.

Поскольку человек не всегда может познать истину в полном объеме и знания eгo ограничены данным конкретным моментом, то такую истину называют относительной. Отпосительпая иcтипа - это ограниченное верное знание о чем-либо. Со вpeменем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из oтносительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютпая истипа - это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж мнoгo. Существенно больше истин относительных.

Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процесс её познания?

Более надежным критерием истины считается практика.

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуждение - это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, то ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. С точки зрения нpaвствeнности заблуждение - добросовестная неправда, а обман - недобросовестная.

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Ближе вceгo к истине стоит научное знание. При этом оно отличается от других видов знания, как и научное познание от других форм познания. Во-первых , научное познание руководствуется принципо.м. объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом дeле. Вo-втopыx, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих , науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядоченно, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развepнутoгo теоретического понятия. В-четвертых , научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания мoгYт быть и научное нaблюдение, и практика, и логические рассуждения.

В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Эти уровни различаются, прежде вceгo, тем, что эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов. А теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта,выраженной специальным научным языком.

Наконец, различие между двумя уровнями научных знаний состоит в том, что эмпирические знания фрагментарны (они дают информацию только об отдельных cтopoнах изучаемого объекта), а теоретические знания представляют более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта. (Приведите примеры эмпирических и теоретических знаний из физики, химии, биологии, обществознания.)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание как продукт этих наук - это прежде вceгo знание об относительно устойчивых и систематически вocпроизводимых отношениях между народами, классами, coциально- демографическими и профессиональными группами и т. д.

Социальное знание имеет и свои специфические ocoбенности.

Если представитель общественных наук - историк, социолог, философ - обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом eгo исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы eгo дeятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гyманитарное знание . Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения cyти исторического развития она не была бы наукой.

К гуманитарному знанию также относится и философия , поскольку обращена к духовному миру человека.

Гуманитарий рассматривает действительность в кpyгe целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария - понять eгo помыслы, побуждения, намерения. Понимание - одна из особенностей гуманитарного знания.

МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

При всем уважении и при знании значимости научного познания и знания было бы неверно ограничивать результаты познавательной деятельности человека только наукой.

Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое пракстическое знание, рожденное опытом повседневной жизни. Оно было, по существу, эмпирическим, выражалось специфическим языком, который может быть непонятным в отрыве от практических действий. Действительно, кто может измерить «чуть-чуть» или щепотку? Вместе с тем этот язык становится абсолютно ясным при действиях по образцу или при совместной работе с мaстeром, владеющим необходимыми приемами.

Немало полезных сведений о мире таит в себе нapoдная мудрость. В ней не только запечатлен практический опыт, но и отражен здравый смысл. Народная мудрость , как правило, выражена в пословицах, поговорках, загадках. 3дравый смысл представляет собой стихийно складывающиеся под влиянием повседневного опыта взг ляды людей на окружающую действительность и на самих себя. 3дpaвый смысл как бы суммирует опыт разных людей, проявленный в сходной ситуации. Наряду с истинными знаниями здравый смысл может содержать и предрассудки, и дaже устойчивые заблуждения, поскольку опыт разных людей может быть весьма разнообразным. Любопытно, что в народной мудрости по одному и тому же поводу можно найти прямо противоположные суждения, поскольку сам этот опыт вбирает в себя разнообразную практику. Вероятно, вам не составит труда привести примеры таких противоречий.

Особый тип познания представляет собой искусство . Оно прежде вceгo имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ несет в себе свойства реальных предметов. Вместе с тем он не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов и делает это при помощи художественных средств, идеальных авторских моделей.

Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (от лат. para - после, при, околонаучное знание). Она, в отличие от здравoгo смысла, который стремится к ясности и рецептурности, грешит туманностью и псевдонаучным (от греч. pseudos - ложь), т. е. ложнонаучным, языком. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят до поры до времени стройного объяснения в рамках существующих научных теорий. Но чаще паранаука претендует на универсальность, проявляет нетерпимость к иным точкам зрения.

Вашему вниманию предлагается видеоурок на тему «Познание как вид деятельности». Вначале занятия вы сможете изучить понятие «познание», которым называется процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. После этого узнаете, почему познание современными философами рассматривается именно как вид деятельности.

Тема: Человек

Урок: Познание как вид деятельности

Здравствуйте. Сегодня мы начинаем разговор о познании. Тема нашего урока – «Познание как вид деятельности».

Познанием принято называть процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Результаты познания передаются из поколения в поколение при помощи материальных носителей информации. Это не только книга, но также миф, сказка, кино, телевидение и даже устная речь.

Вопрос о познании, его возможностях и границах является одним из основных вопросов философии. Им занимается специальный раздел философии – гносеология (это слово происходит от греческого «гнозис» - «знание»). Ее также называют эпистемологией.

Главный вопрос гносеологии – «Познаваем ли мир?» В общественной мысли существует три варианта ответа на этот вопрос. Люди, которые отвечают «Да», называются гностиками, сомневающиеся в возможности человека и общества познавать мир называются скептиками, наконец, люди, отрицающие принципиальную возможность познания мира, зовутся агностиками (рис. 1).

Рис. 1. Гносеологические позиции

Давайте рассмотрим эти гносеологические позиции подробнее.

С точки зрения гностицизма, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Если мы чего-то не знаем, это объясняется несовершенством наших методов познания. К примеру, мы не знаем, что находится в центре нашей Галактики, но можем предположить, что это черная дыра.

С точки зрения скептиков, мы вынуждены опираться на данные наших органов чувств и не можем сказать, насколько эти данные истинны. Один из наиболее известных представителей скептицизма Дэвид Юм, считал, что человек оперирует только своими ощущениями, не может выйти за их границы и поэтому не знает даже, существует внешний мир или нет. Отсюда очень недалеко до солипсизма. Солипсизм (субъективный идеализм) – философская концепция, представители которой считают, что существует лишь одно сознание, а весь материальный мир – его кажущееся порождение.

Нельзя сказать, что скептики совершенно неправы. Цвет. Температура.

Скептик не знает, какой характер носит полученная им от органов чувств информация, – истинный или ложный. Представитель агностицизма уверен, что чувства нам лгут. Основоположник этой концепции Иммануил Кант считал, что органы чувств фиксируют лишь внешние свойства вещей, но не в состоянии дать информацию о их сущности.

С точки зрения Канта, все вещи в этом мире имеют две формы – «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас».

Неудивительно, что подавляющее большинство ученых и философов – гностики. Ведь если мы отрицаем реальность воспринимаемых нами вещей, процессов и явлений, то изучать их невозможно, а значит, не может быть ни науки, ни философии.

Познаваемость материального мира является одним из принципов гносеологии. Еще одним важным принципом является диалектика. Это слово происходит от греческого «диалегомай» – «спорю» и означает подход к объектам с точки зрения их развития. Диалектика как принцип познания мира гласит, что вещи не остаются неизменными. Они постоянно трансформируются под воздействием многочисленных факторов.

Главным способом познания в современной философии считается практика. Знания, полученные практическим способом, являются наиболее прочными. Практика у студентов.

Как мы с вами уже сказали на прошлом уроке, познание является одним из основных видов деятельности. Структура познания абсолютно идентична структуре деятельности: здесь тоже есть мотив, потребности, убеждения, социальные установки и, разумеется, активность. Если сознание не требует активности человека, но познание невозможно без целеполагания и осуществления конкретных действий.

Вспомните эпизод из рассказов о Конан Дойле. Шерлок Холмс спрашивает Ватсона, сколько ступенек насчитывает лестница в их доме.

Почему Ватсон не может это вспомнить? Ведь он видел эту лестницу много раз. Она отражалась в его сознании, но никогда не была предметом познания. Вспомните сейчас, сколько окон в вашем доме, или ступенек в подъезде.

Точно так же, как и в других видах деятельности, в познании также существует субъект и объект познания, а значит, и три типа их взаимодействия. Познание тоже может быть субъектно-объектным, субъектно-субъектным и обратным (его мы называем самопознанием).

Но есть и отличие познания от других видов деятельности. Познание всегда носит творческий характер. Возьмите две книги, написанные разными людьми на одну и ту же тему, и вы увидите, как различаются их позиции. Именно поэтому, когда вы сдаете идентичные рефераты и уж тем более сочинения на одну и ту же тему, учителя не верят, что это простое совпадение. Творческий характер познания проявляется и в отборе материала, и в выборе методов, и, конечно, в ваших выводах.

Чтобы проиллюстрировать творческий характер познания, немецкий философ Людвиг Витгенштейн придумал и нарисовал «уткокролика» (рис. 2).

Рис. 2. Уткокролик

Что вы видите в этом рисунке?

Такие картинки-перевертыши очень популярны. Психоаналитики, к примеру, используют их, чтобы увидеть психологическую установку своих пациентов.

Целью познания является истина – адекватное и идентичное отражение объекта субъектом познания. Противоположность истины называется заблуждением.

Истиной мы называем такое знание человека о явлениях природы, общества и сознания, которое соответствует объективной действительности и которое поддается проверке при помощи человеческой практической деятельности и определенных методов.

Понятия «правда» и «истина» используются постоянно. Очень часто их смешивают, не видят между ними особой разницы. Различие, тем не менее, есть. Если спросить обычного человека, чем правда отличается от истины, скорее всего, вам скажут, что правда у каждого своя, а вот истина – всегда одна. Истиной называют соответствие реального положения вещей и наших мыслей о нем; правда описывает оценочное знание. То, что Ленин родился в 1870 году, – истина, так как эти данные можно проверить. А вот то, что Ленин был хороший человек или, наоборот, плохой, – это оценочное знание, а значит, для одних людей является правдой, а для других – ложью.

В философии принято говорить об абсолютной и относительной истине. Абсолютной истиной называется полное, завершенное знание, которое невозможно даже уточнить. Относительная истина тоже носит объективный характер, но ее можно уточнять и развивать. И абсолютная, и относительная истины объективны и различаются лишь по степени точности и полноты отражения действительности.

Неудивительно, что абсолютная истина воспринимается нами как недостижимая. Есть, конечно, некое элементарное знание, которое невозможно опровергнуть (например, Российская Федерация является республикой), но его также можно развивать.

Несмотря на то, что целью познания для всех является истина, пути познания могут быть разными. В современной гносеологии существует несколько теорий познания, представители которых используют разные методы для изучения мира и человека. С этими теориями мы познакомимся в следующий раз. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Младшие братья и познание

В сказке Ершова «Конек-Горбунок» младший сын не отличался особыми умственными способностями: «Младший вовсе был дурак». Не хочется обижать младших детей в семье, но психологи уверены: у тех, кто родился раньше, больше возможностей для интеллектуального развития.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в Нидерландах проводилось исследование влияния недостаточного питания на интеллектуальные способности детей, родившихся в конце Второй мировой войны; как часть этого исследования проводился тест Равена на интеллектуальное развитие (тест выполнили более 350 000 голландских мужчин в возрасте 19 лет), и он показал, что результаты теста были тем ниже, чем больше был у них «порядковый номер» рождения.

На протяжении нескольких лет этот парадокс никто не мог объяснить. Лишь в 1975 году психологи Роберт Зайонц и Грегори Маркус доказали, что старшие братья и сестры зачастую играют по отношению к младшим роль учителей. Ведь если у младшего брата не выходит решение задачи, он обращается к старшим. Старшие тем самым повторяют уже изученный материал.

Есть анекдот об учителе, который сам уже понял излагаемый им материал, а дети все не понимают.

Впрочем, у младших братьев и сестер есть выход. Можно объяснять материал собаке или даже воображаемому ученику. Ведь это обратная деятельность: ее результатом станет совершенствование интеллекта того, кто объясняет.

Врет, как очевидец

В одном из юридических вузов профессор проделывал такой опыт. В начале лекции он как бы совершенно случайно доставал из своего портфеля разные предметы, выкладывал их на стол и через некоторое время убирал. В конце лекции он просил студентов на листочке перечислить, какие предметы находились на столе.

Результаты были ошеломляющими. Все студенты видели эти предметы, но практически никто не делал их предметом своего познания. Все предметы перечислить не смог никто; большинство студентов могло назвать меньше половины, а многие называли даже такие предметы, которых на столе не было.

Профессор таким образом демонстрировал студентам избирательность человеческого познания и возможность формирования ложных знаний. Среди юристов есть даже выражение «врет, как очевидец»: свидетели одного и того же события могут описывать его совершенно по-разному.

Какое брюхо к ученью глухо?

В русском языке, да и в некоторых других языках, существуют взаимоисключающие выражения типа «сытое брюхо к ученью глухо» или «голодное брюхо к ученью глухо». Так каким же должен быть познающий субъект, чтобы процесс познания шел наиболее успешно.

В психологии существует понятие «когнитивные карты», которое описывает объем пространства, в котором свободно ориентируется человек. Эдвард Толмен (1948) провел опыты с крысами в лабиринте и установил, что крысы также обладают когнитивными картами, то есть представляют себе все пространство, а не только его видимый кусок (обладают пространственной ориентацией). Кроме того, крысы, получавшие награду (еду), гораздо быстрее изучали лабиринт, чем не получавшие подкрепления. Однако чем крысы голоднее, тем больше они стремятся только к цели и тем уже их когнитивные карты.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

Текстовые сноски:

Тема познания мира была актуальной еще в древние времена. Античные философы впервые сформировали мысль о видах познания человеком окружающего мира.

Понятие познания и знания

Знание представляет собой систематизированные результаты человеческой познавательной деятельности. Благодаря знаниям человек имеет возможность рационально строить свою жизнедеятельность, опираясь на опыт предыдущих поколений.

Совокупность методов и процессов приобретения знаний является познанием. Познание – это изучение всех процессов и закономерностей объективного мира. Наукой, изучающей процесс познания, является гносеология.

Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Познание мира бывает двух форм: чувственное и рациональное. В основе чувственного познания находятся три основных критерия – ощущение, представление и восприятие.

Рациональное познание базируется на процессе мышления. Рациональное познание происходит за счет поисков человеком следственно – логических объяснений происходящим явлениям объективного мира.

Чувственное познание ведет к ложному познанию. Опираясь на свои чувства, человек зачастую не может сделать правильные выводы на счет тех или иных событий. Рациональное познание может порождать как истинное, так и ложное познание.

Современная гносеология трактует истинное познание, как неопровержимые факты, которые не требуют дополнительного доказательства.

Истина и ее критерии

Истина – это степень соответствия приобретенного человеком знаний с действительностью. Человек не может узнать истину в полном объеме, поэтому это понятие всегда остается теоретическим.

Ограниченное суждение человека о явлениях или вещах называется ограниченной истиной. Система ограниченных истин иногда может складываться в понятие абсолютной истины.

Многообразие форм человеческого знания

Человеческие знания приобретаются через несколько форм: искусство, наука, верования, паранаука. Наиболее древней формой человеческого знания является верование человека. Древние люди познавали окружающий мир через верования в потусторонние силы, что выражалось в первых религиях – магии, язычестве и фетишизме.

Паранаука представляет собой изучение человеком астрологии, астрономии и других наук, которые не входят в категорию классических. Благодаря искусству человек приобретает возможность познать мир с художественной точки зрения, раскрыть все его грани, которые скрываются за логическими представлениями.

Социальное и гуманитарное знание

В основе гуманитарных и социальных знаний лежат общественные науки. Так предметом изучения истории и социологии являются взаимодействия в социуме. Знания, приобретенные во время изучения этих процессов, представляют собой социальное знание.

В отличие от социального знания, гуманитарное знание носит частный характер. Гуманитарное знание раскрывает чувства человека во время его социальных взаимодействий.


С тех пор как мир возник во мгле

Еще никто на всей земле

Не предавался сожаленью

О том, что отдал жизнь ученью.

(Рудаки)

Тема нашего урока «Познание мира».

Тема «Познание» изучается в 10 классе на теоретическом уровне. Это одна из сложных тем курса обществознания. В ней много сложных терминов:

гносеология, агностики, эмпирики, рационалисты, гипотеза, научная теория, истина.

Почему мы вместе проводим наш урок? У нас уже был такой опыт, мы в режиме вынужденного объединения изучали тему «Деятельность человека». По-моему, всем понравился этот эксперимент, и мы решили его повторить.

В 6 классе на уроках обществознания изучается тема «Самопознание» и это возраст, когда вы активно познаете окружающий мир, и я думаю,что тема урокабудетдля вас познавательна и полезнас практической точки зрения. А 10 класс сможет закрепить имеющиеся знания.

О чем мы будем сегодня говорить? О многообразии форм познания мира.

О том, что знания не возникают сами по себе, они результат познавательной деятельности человека. От нашего напряжения ума, трудолюбия, внимательности, настойчивости и любопытства зависит уровень наших знаний.

Слайд 1. План урока:

1. Познание какдеятельность.

Учебно-познавательная деятельность.

1. Знания и их роль в жизни человека.

2. Чувственное познание.

3. Рациональное познание.

4. Многообразие путей познания мира.

Что такое познание? Слайд 2.

Познание - вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.

Познание - отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины.

Знания - результат познания.

Знания - результат познания, верное отражение действительности в сознаниичеловека. Знание - это некоторая информация о мире , о самих себе.

Что изображено на картинке?

Всем наверное знаком библейский миф об Адаме и Еве, о том что жили они в райском саду Эдеме, в котором росли самые разнообразные фруктовые деревья...и они могли лакомиться плодами и только с одного яблоневого дерева запретил им Бог есть плоды с древа познания добра и зла. На том дереве жил хитрый и коварный Змей, который уговорил Еву отведать запретного яблока, а она уговорила сделать это же Адама. Люди ослушались Бога и были изгнаныиз рая.

Как вы думаете, почему Ева нарушила запрет и вкусила яблоко с древа познания?

Давайте оправдаем Еву. Возможно, ею двигало любопытство,а любопытство - не порок, если человек не сует нос в чужие дела, а проявление тяги к познанию.

Слайд 3. Познание мира для каждого из нас начинается с раннего детства. Это путь, который проделывает каждый из нас.

Как вы понимаете это выражение? Посмотрите на этого малыша, его явно заинтересовал этот большой мяч. Но когда он подрастет и пойдет в школу, его будет интересовать другое: какие материки и океаны есть на земном шаре, он узнает о жизни разных народов, о том, как устроена Вселенная. И этот путь проходит каждый из нас.В советские времена выходил киножурнал для детей «Хочу все знать», в котором детям в доступной форме рассказывали о тайнах и загадках окружающего мира. Фильм начинался с заставки «Орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать!» - эпиграф урока.

В процессе жизни мы получаем знания, которые пригодятся нам в практической жизни: как сварить суп, как пришить пуговицу, как вырастить цветок, что такое автомобиль, почему он движется.

Слайд 4. «Знание - сила»

Мы с вами учимся в, то есть приобретаем знания о природе (на уроках биологии, физики, химии), об обществе, в котором мы живем (история, обществознание), о человеке (анатомия, физиология, психология).

Английскому философу Френсису Бэкону принадлежит фраза «Знание - сила».

Как вы ее понимаете, что значит знания - сила? Какую роль играют знания в жизни людей?

В словах выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности - для строительства жилища и производства машин, для лечения больных и государственного управления, не говоря уже о нашей повседневной жизни. Благодаря знаниям развивается человек, его интеллект, благодаря знаниям общество движется вперед.

«Знания - гимнастика и пища для ума» Леонид Сухоруков.

А учение - организованный процесс получения знаний.

Слайд 5. Почему человек всегда старался познать мир, в котором он живет и самого себя?

v Практическая польза (изучение свойств камней и материалов, животного и растительного мира);

v Стремление объяснить непонятные явления природы (смена дня и ночи, изменения погоды и климата);

v Потребность передачи знаний, опыта из поколения в поколение;

v потребность учиться;

v Стремление к познанию - свойство мыслящего человека . «Я мыслю - значит я существую». Слайд 6.

Слайд 7. Связь познания с мышлением и речью.

ü Познавательная способность человека связана с мышлением (Я мыслю, значит я существую)

ü Мышление связано с речью (свои мысли идеи человек выражает при помощи речи, языка);

ü Язык - это система специальных знаков, выражающих определенные понятия и представления человека (мы понимаем друг друга благодаря языку).

ü С помощью языка мы выражаем свои мысли, идеи.

Если у человека бедная речь, он не может правильно высказать свои мысли, значит, он не работает над своим интеллектуальным развитием или он очень застенчив.

Но познание проходит не только через разум, но и сердце человека, его чувства. Какие чувства вы испытываете, когда понимаете учебный материал или решаете трудную задачку? Чувство глубокого удовлетворения и радости. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Радость познания возникает, когда человек переходит от неуверенности и незнания к знанию.

Задание 10 классу. На доске составить план ответа:

1) «Виды познания (знаний)» и

2) «Особенности научного познания».

Все ли ученые признают, что мир познаваем, и человек может получать знания и пользоваться ими в процессе жизни?

Слайд 8. Решение вопроса о познаваемости мира философами. Агностики.

Агностики (от греческого « agnostos » - непознаваемый) - философы, отрицающие возможность познания.

Почему агностики отрицали возможность установления истины?

1. Мир не познаваем. «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств» (английский ученый Д.Юм)

2. Человек не может познать истину.

Античный философ Кратил утверждал, что все в мире меняется столь быстро, что пока мы будем произносить слово, обозначающее этот предмет, он уже изменится и будет не тем, за что мы его принимаем.

С позиции здравого смысла, если бы познание мира было невозможным, то человечество осталось бы на стадии развития дикости, не было бы науки и техники, не было бы движения общества вперед. Большинство ученых признают, чтомир познаваем, хотя процесс познания очень сложен, путь к истине идет через ошибки и заблуждения.

Слайд 9. Процесс познания. Объясните схему.

Процесс познания предполагает наличие двух сторон:

Субъект познания - человек, познающий предмет или явление.

Объект познания - предмет или явление, которое изучает человек.

Результат познания - знания.

Слайд 10.

Как человек познает окружающий мир? «Есть два вида познания, одно посредством чувств, другое с помощью мысли» (Демокрит)

Чувственное (с помощью органов чувств человека) и рациональное (с помощью разума, мышления) познание.

Назовите органы чувств человека?

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

Познавательная задача №2. Немецкий химик Ф.А.Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом, 5 обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: «вот изображение бензола».

На основании какого метода научного исследования Ф.А. Кекуле сделал открытие?

Слайд «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ) Ограниченность познавательных возможностей человека. Безграничность знаний.

Учись учиться, не ленись,

Иди вперед, дерзай, трудись,

Все впереди у вас пока

Работа, дети и семья.

Ты развивай свой интеллект,

И помни, что ученье - свет.

Познавательная задача №3. Основоположник современной аэродинамики Н.Э. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений, он создал математическую модель крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н.Э. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных ученым.

Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример. Укажите три признака, по которым вы это определили.