Старообрядчество на белорусских землях российской империи. Гомель старообрядческий: тайные скиты и золото раскольников

Старообрядчество долгое время находилось в оппозиции официальной православной церкви. «Раскольники», как их называли, подвергались гонениям и преследованиям. Возможно, потому многие староверы до сих пор живут подальше от Москвы, а одно из важных церковных шествий - Великорецкий крестный ход - проходит в Кировской области, куда корреспонденты Onliner.by добрались во время большой командировки по России. Во время шествия перед нами предстал ряд колоритных образов: мужчины в характерных рубахах и с густыми бородами, девушки, естественно, без косметики, дети с иконами в руках. Чем больше мы говорили со староверами, тем больше удивлялись упорству в сохранении традиций, стойкости и милосердию.

Кто-то прямо на ходу шепчет молитву, перебирая четки. В руках многих участников хода туристические коврики, за спиной рюкзаки. Головы женщин, девушек, даже маленьких девочек покрыты платками.

Сейчас крестные ходы старообрядцев проходят в сопровождении службы спасения, сотрудников ДПС и медиков. А после приснопамятной никоновской реформы (в середине 17-го века), когда произошел церковный раскол, за двуперстное крестное знамение, земные поклоны и молитвы по старым книгам, что трактовалось как раскольничество, можно было угодить на плаху. Полтора века продолжались гонения, и лишь к началу 20-го столетия позиция властей и Московской патриархии смягчилась.













Священники несут рукописные иконы - старообрядцы считают, что истинный образ должен быть литым или писаным, поскольку является рукотворным произведением, а не продуктом копировальной машины. Иначе это изображение иконы, а не сама икона.

Рассказывают, что ради участия в Крестном ходе в Киров приехали старообрядцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, а также Италии, США, даже Австралии.

В моих краях сожгли 200 верующих, убивали священников

Говорим с Владимиром из городка Вязники (Владимирская область). Мужчина, работавший всю жизнь на железной дороге, признается, что никогда особо не подчеркивал свою принадлежность к старообрядцам. Хотя и его родители, и дети относят себя к этой вере:

«В детстве меня крестили в церкви. А потом... Я как-то не выпячивал вопрос веры. Знаете, в советское время все делали как-то украдкой, потому что было чревато.

Вязники были всегда старообрядческим краем. В 1670-х там сожгли 200 верующих, убивали наших священнослужителей. От гонений многие бежали в Сибирь, на Алтай. Поступил в комсомольцы, потом армия. В церквях и склады были, клубы, организовывали производства...

Ближе к старости задумался о вере, кто я и что я. С 2010 года участвую в крестном ходе регулярно. Даже тянет как-то... Если не сходил - сам не в себе будешь. До сих пор все это откликается. Нам по-прежнему не дают землю под строительство храма. Община есть, а церкви нет».

«В церкви, которую мы восстанавливали, был гальванический цех»

Дмитрий из Казани, услышав наш разговор, включается в беседу и рассказывает об истории своего рода:

«Сам я уроженец села Красновидово Казанской губернии, которое было образовано в 1760-1780-е годы. А туда мы попали из другого Красновидово, которое находилось в Московской области. Вообще, в Татарстане было много казачьих поселений, которые охраняли Оренбургский тракт. В моей родне тоже много казаков, пришедших с Белого моря.

Семейство было старообрядческим. Не то чтобы предки скрывались от гонений, им просто выделили свободные земли. Мы же трудолюбивые. Старообрядцы всегда славились умением содержать плодовые сады - яблони, вишни, сливы. Наш род специализировался на изготовлении глиняной посуды и ловле рыбы.

От советской власти держались поодаль. Бабушка и прабабушка в колхоз не вступали по религиозным соображениям. Прабабушка вообще была знахаркой, к ней со всей округи обращались за помощью... Меня крестили на восьмой день. Тогда в Казани церквей не было, но был молельный дом. Сейчас это Суконная слобода. Крестики носить не заставляли, а я и не афишировал.

Был октябренком, потом комсомольцем, обряды не соблюдал. Но в доме были иконы, всегда праздновали Рождество, Пасху. Когда кто-то умирал - проводилось отпевание по канонам. А потом ушла прабабушка, которая была духовным стержнем семьи, и вера заглохла...

В 1989-м нам вернули церковь. Здание находилось в плачевном состоянии, до этого там был гальванический цех. Община стала активно восстанавливать храм, и я тоже решил участвовать. Ведь это моя церковь, мои корни... Так вернулся в веру».

«Веру не купишь, ее выстрадать нужно»

К шествию присоединяется юркая старушка, которая сразу начинает тараторить: «А я вас чуть догнала» . Оказывается, Марья (именно так она просит себя называть: «Все мы Марьи, потому что Марией звали матерь Божью» ) приехала из Москвы:

«Все подмосковные деревни за нами были, старообрядцами. Я из Коломенского, где сейчас метро. Предки были кочерыжниками, нашим промыслом всегда были капуста, помидоры, огурцы...

Гонения? Были, конечно, но мы всё сохраняли. Сама я 10 классов окончила, потом в колхозе была, на стройке работала. Не было у нас тогда гастарбайтеров. В один момент стала торговаться с Богом. Очень уж хотелось в техникум поступить. Решила, раз попаду - Бог есть, а нет... Не поступила... Неверующей считала себя.







Вернулась в веру своей волей. Однажды решила поехать к жене Порфирия Иванова (создатель духовной и оздоровительной системы, круглый год ходил в шортах, босым, обходился без еды. - Прим. Onliner.by). Она велела весь металл с тела снять, а у меня было только кольцо. Ну я послушалась. Потом обвенчались с мужем. А как избавилась от кольца - тяжесть возникла. Голос тогда мне сказал: к Богу иди, как к другу иди... И вы знаете, только через три года ушла внутренняя тяжесть. Веру не купишь, ее выстрадать нужно. Это уж я теперь знаю».

«А что мода, хорошо?»

Христина из Екатеринбурга о притеснениях старообрядцев знает в основном по рассказам в воскресной школе. Девушка не пользуется косметикой, ходит только в юбках и платьях, при этом не чувствует себя белой вороной среди сверстников:

«Крестили на восьмой день, как положено. Участвовать в Крестном ходе позвали друзья, с тех пор хожу в пятый раз. В нравственном отношении у нас как-то больше понятия, чем у других сверстников. Соблюдаю благочестивый вид, не сквернословлю, читаю молитвы. А что мода? Человек индивидуален, зачем повторять за другими? О карьере не мечтаю, хочу семью, детей».

«Неправильно Божьим даром торговать»

Следующий наш собеседник - человек особенный. Филипп из Сыктывкара раньше состоял, как он сам говорит, в господствующей церкви. Был сотрудником церковного административного аппарата - возглавлял один из епархиальных отделов, совмещал должность с редактированием газеты, сайта, работал с мирскими СМИ:

«Перешел не потому, что там плохо, а потому, что здесь хорошо. В определенное время стал глубоко интересоваться историей. Считаю, что при наличии веры, знании истории и живой совести человек должен понять, что нет никакого иного православия, кроме того, которое исповедуют приверженцы старой веры. В Евангелие есть фраза: „по плодам их узнаете их“. Так вот именно по людям можно судить и о вере в целом. Любой истинный христианин желает спасти душу и живет одной этой целью. Раскол в 17-м веке произошел из-за правок, унификации богослужебного обряда с греческой церковью. Все это делалось из политических соображений. В итоге правки привели к бессмыслице в богослужебных текстах.

Русь была крещена при князе Владимире, и с тех пор в тех молитвах, которыми мы молимся, ничего не изменилось, в отличие от реформаторов.

Дело вовсе не в тех разногласиях, которые лежат на поверхности, - в дву- или трехперстии или сколько букв в имени Господнем. Описать глубину противоречия парой слов не получится. Вкратце: когда епископы ходили пешком, а не ездили на Mercedes под охраной, тогда церковь была народом, а народ - церковью.

Официальная церковь - это часть аппарата власти.

На территории современной Беларуси старообрядцы появились во второй половине XVII - первой половине XVIII в.

Всего на территории Речи Посполитой к моменту её первого раздела насчитывалось до 100 тыс. русских старообрядцев.

Старообрядцы Беларуси не составляют однородной среды. Здесь сосуществуют и находятся в сложных отношениях несколько старообрядческих согласий: два поповских, три беспоповских (поморское, федосеевское и филиппоновское), много единоверцев.

В дореволюционное время именно старообрядцы составляли значительную часть (до 1863 г. преимущественное большинство) русского населения. Наибольшие группы в середине XIX в. проживали в Гомельском, Витебском, Полоцком, Сенненском, Дисненском, Бобруйском и Борисовском поветах. Около 28% старообрядцев жило в городах.

Сейчас основные места проживания старообрядцев-беспоповцев - Минск, Витебск, Полоцк, Гродно, Борисов, Бобруйск. Старообрядцы-поповцы в основном проживают в Гомельской области.

Важнейшим духовным и организационным русского старообрядчества на территории Белоруссии была Ветка. Бежавшие из России старообрядцы основали в 1685 г. старообрядческую слободку в Ветке, которая вскоре становится центром старообрядчества поповского (беглопоповского) направления. В 1764 г. Ветка была разорена и эта ее роль перешла к Стародубью.

Благодаря компактному расселению, приверженности своей вере и эндогамным бракам, они долгое время сохраняли свой традиционный уклад жизни и быта, поэтому долгое время не были втянуты в активные ассимиляционные процессы.

В одежде старообрядцев долгое время сохранялись черты русского костюма. Мужчины носили длинный кафтан, жилет или поддевку, рубашку-косоворотку навыпуск, широкие штаны, сапоги с высокими голенищами, лапти. Женщины - сарафан, девушки - блузу с юбкой, зимой - длинный тулуп, шубу, меховой салоп.

Костюм, предназначенный для совершения молитвы, который так и называется "моленный костюм", сохранился дольше. К примеру, обязательными атрибутами женского моленного костюма были и остаются большие платки, сколотые под подбородком и покрывающие большую часть фигуры.

Исследователь русских старообрядцев в Беларуси С.Е. Никитина пишет: "Казалось бы, яркая и мощная культура автохтонного населения должна "подмять под себя" культуру пришельцев. Но этого не произошло. В настоящее время мы имеем две культуры, четко противопоставленные друг другу и отчетливо осознающие свои различия, т.е. две культуры с развитым самосознанием. Культурная рефлексия особенно присуща старообрядцам в силу сознательно стимулируемой отгороженности от конфессионально чуждых соседей" (http://philologos.narod.ru/nikitina/Part_09.htm)

В советский период старообрядчество в Беларуси претерпевает существенные изменения: сокращается количество общин, наблюдается отток верующих, происходит стирание различий между старообрядческими толками и направлениями.

В настоящее время в республике имеется старообрядческое Древлеправославное религиозное объединение, в которое входят 27 общин поморского толка и 10 старообрядческих общин разных толков, действующих автономно (http://president.gov.by/rus/map2/cult/cult2.html#4).

  1. Абрамов И. Старообрядцы на Ветке // Живая старина, 1907. № 3.
  2. Воронцова А.В. О полемике "ветковцев" с дьяконовцами: малоизученные полемические сочинения представилей "ветковского" согласия // Мир старообрядчества. Вып. 1. Личность. Книга. Традиции. Москва - Санкт-Петербург, 1992. С. 117-126.
  3. Кобяк Н.А., Кукушкина О. В. Филологические задачи в рамках комплексных исследований района старообрядческих слобод Брянщины и Гомельщины //Из истории фондов научной библиотеки Московского университета. М., 1978.
  4. Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII- XVIII вв. Киев, 1895.
  5. Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье в XVII-XVIII вв. Киев, 1893
  6. Мальцев А. Н. Россия и Белоруссия в середине XVII в., М., 1974.
  7. Манаенкова А.Ф. Язык Ветки: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Минск, 1974.
  8. Поташенко Г. Русские старообрядцы в Великом княжестве литовском: становление древлеправославной традиции // Мир истории. 2002. № 4 (http://www.historia.ru/2002/04/potashenko.htm)
  9. Сморгунова Е.М. Лингвистические проблемы в археографических исследованиях: (Языковые особенности русского старообрядческого населения) // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982.

|
старообрядцы в белоруссий трикотаж
- этнокультурная группа русских в Белоруссии, придерживающихся старообрядчества.

Если идёт речь о русском меньшинстве в Белоруссии, то необходимо помнить о том, что не всегда можно воспринимать русское население как одну общность. Научно корректным выглядит выдвижение старообрядцев в отдельное меньшинство, как группу с собственной исторической судьбой, культурным комплексом и отдельным самосознанием, сформированным под влиянием специфической религиозной традиции. Несмотря на жизнь в иноэтнической и инокультурной среде, старообрядцы сохранили свои культурные особенности, которые выделяли это меньшинство среди местного населения.

  • 1 История
    • 1.1 XVII в.
    • 1.2 XVIII в.
    • 1.3 XIX в.
    • 1.4 XX в.
  • 2 Культура
    • 2.1 Декоративное искусство
    • 2.2 Хозяйство
    • 2.3 Поселения
    • 2.4 Одежда
    • 2.5 Кухня

История

XVII в.

Первой постоянной группой русских в Белоруссии появились старообрядцы (староверы), которые в середине XVII в. расселились на белорусских землях. России в первой половине XVII в. произошла реформа Русской православной церкви. Она расколола общество на тех, кто поддержал изменения, и на тех, кто отказался. Последних стали называть староверами. Против них власть проводила политику репрессий, которая побуждала к эмиграции. Значительная часть тех, кто не принял церковную реформу, сразу же направилась в Речь Посполитую. Старообрядцы (современная научная традиция использует именно этот термин как более корректный, чем «староверы») основали на белорусских землях два крупных центра - вокруг Браслава и Видз (Подвинье) и вокруг Ветки (Полесье).

Расселение по этим регионам находилось в тесной связи с существованием среди старообрядцев двух течений - поповства и беспоповства. Поповцы имели своих священников и весь духовный строй, признавали таинства посвящения и помазание. поповстве выделилась наиболее зажиточная часть старообрядцев, которая в силу своего экономического положения дружелюбно относилась к государству. Именно поповцы создали Ветковский центр старообрядчества, который со временем стал крупнейшим и сформировал особое течение поповства - ветковский соглас (соглас, или «согласие» - объединение старообрядцев, носителей отдельной системы религиозных представлений). Ветковские поповцы в обрядовой практике отличались от других поповских согласий - дьяконовского и епифановского.

В Подвинье расселялись преимущественно беспоповцы. Они отказывались от института священства и таинств, где были нужны священники, - евхаристии и брака. Этот поток старообрядчества характеризовался стихийностью протеста против социального зла, поиском истины небесной, так и земной. Беспоповство разделялось на большое количество направлений (согласия), самыми крупными среди которых были поморский, федосеевский, филипповский (сжигатели), нетовский и пастуховый. Социальной базой радикальных согласия являлись крестьяне, которые потеряли связь со своей общиной. Органы управления государством воспринимались беспоповцами как слуги Антихриста, именно поэтому к государственности были негативные отношения. Руководство Речи Посполитой по-разному относилось к течениям старообрядчества. Радикальные общины Подвинься неоднократно подвергались нападениям войск Речи Посполитой, а ветковские поповцы, наоборот, имели очень хорошие отношения с властями.

Специальная комиссия во главе с А. Поцеем была направлена в 1690 г. в Ветку для ознакомления с поповыми слободами. Исследование проводилось по четырем направлениям: «о родопроисхождении; о Вере; о жизни; о количестве». Комиссия, работа которой была инициирована католической церковью, пришла к выводу, что ветковские поповцы не создают угрозы для государства. Католическая церковь рассматривала старообрядцев, как группу отходящих от православия. Поэтому король Речи Посполитой Ян III Собеский в 1691 позволил противникам религиозной реформы православной церкви свободно жить в государстве.

XVIII в.

Миграция старообрядцев на территорию современной Белоруссии негативно воспринималось властями Московского государства. Это спровоцировало карательную экспедицию полковника Сытина в 1735 г., в ходе которой были разорены ветковские слободы. Большинство населения (по некоторым данным, около 14 тыс. старообрядцев) было выселено в Российскую империю. Трагические события повторились в 1764 г. Часть старообрядцев, которой повезло спастись от депортации, расселилась по всему Минскому воеводству. Захваченных русскими войсками старообрядцев ссылали в Сибирь и на Алтай.

Общины тех, кто не признал церковную реформу, заняли в ВКЛ пустующие социально-экономические ниши. Они стремились жить изолированно от окружающего населения. Местные белорусские жители не воспринимали мигрантов как конкурентов, поэтому конфликтов между ними не происходило. Старообрядцы считались добрыми и трудолюбивыми хозяевами. Землевладельцы стремились расселить их именно на своей земле, предлагали льготные условия аренды.

XIX в.

После разделов Речи Посполитой миграционные волны на территорию Белоруссии продолжались и в основном были связаны со старообрядцами.

XX в.

Количество старообрядцев к 1914 г. достигло 100 тыс. человек.

Культура

Декоративное искусство

В рамках отдельной религиозной традиции старообрядцев выделялась ветковская школа книжной графики и орнамента. Для неё были характерны сочетание «старопечатного» стиля со стилем «московского барокко», широкое использование растительного орнамента. заставках и буквицах использовались изображения животных, птиц и насекомых. Книги имели богатую цветовую гамму. Приобрела известность ветковская школа иконописи, для которой было характерно сочетание древних традиций с новыми элементами в технике. Сочетание канонов византийской и русской православных церквей с техникой московских, новгородских, украинских и белорусских мастеров объясняется тем, что Ветка имела статус религиозного центра старообрядчества, к которому стремились все выдающиеся мастера.

Хозяйство

Основными занятиями старообрядцев были земледелие и скотоводство. Они дополнялись ремесленничеством и отходными промыслами. С XVIII в. среди старообрядцев расширяются занятия торговлей. Старообрядцы Белоруссии имели тесные связи со всеми старообрядческими общинами, что очень способствовало развитию торговли. Главную роль играли ветковские купцы, которые были посредниками в торговле с Россией. Торговали зерном, солью, скотом, лесом, мехом.

Поселения

Планировка поселений зависела от условий безопасности, ландшафта и географии региона, а также от структуры землепользования. Тип поселения у поповцев и беспоповцев отличался. Так, на Подвиньи, где были разбросаны малодворные поселения беспоповцев, наблюдалось бессистемная планировка гнездового или кучевого типа. Поповские слободы на Ветке были довольно большими и имели изначально гребенчатый тип застройки, а с середины XVIII в. - уже уличный. Сама Ветка довольно быстро превратилось в поселение городского типа. Исторически на территории Белоруссии среди старообрядцев был распространён замкнутый тип двора. Постепенно появились дворы крытого типа, если дом и сарай имели общую крышу. К дому присоединялись клеть, навесы и др. Практиковалось существование тайного хода со двора. Двор обязательно имел баню. Дом украшался резьбой по дереву. Существовал даже термин «ветковская резьба», что свидетельствовало о её особенности, четкой художественности. Нужно отметить, что старообрядческая община Белоруссии имела определённую социальную стратификацию, в соответствии с которой существовали достаточно различные культурные комплексы: крестьян и мещан, зажиточных и неимущих, земледельцев и торговцев и т. д. Например, старообрядцы-мещане имели довольно большие многокомнатные дома с оригинальным интерьером.

Одежда

Одежда старообрядцев также отличалась от одежды местного населения. основе женского комплекса одежды были сарафан и рубашка. Рубашку шили из полотна или коленкора, наверх надевали пестрый сарафан или юбку. На юбку обязательно надевали яркий фартук. Платья шили из ситца, шелка или шерсти. Головные уборы девушек отличались от женских. Девушки заплетали волосы в одну косу. Для женщин обязательным был головной убор. Зимой носили меховые шапки или повязки из шерсти. Ткани, из которой было сшита одежда мещанок были более дорогими, чем у женщин крестьянок.

Мужская одежда крестьян также отличалась от мещанской или купеческой. Крестьяне носили рубашки навыпуск из полотна или ситца с косым воротом. Под мышками делали треугольные вставки из другой ткани. Широкие шаровары из полотна во время работы убирались в сапоги или лапти. На рубашку обязательно надевали безрукавку-поддевку из сукна. На голове носили колпак или картуз. Зимой надевали шубы из овчины. Купцы и мещане носили рубашки, шаровары, долгополый кафтан и сапоги (желтые или красные). Рубашка подпоясывались пояском. Отдельным видом одежды была жилет. Зимой носили длинную шубу, которая свидетельствовала о зажиточности.

Кухня

Еда старообрядцев сохранила традиции русской кухни. Основными были блюда из капусты, различные каши, квас. Запрещался табак и алкоголь. Чай и кофе некогда считались «нечистыми» и «антихристовыми».

Интересным был свадебный обряд старообрядцев. Он отличался от православных традиций. Благословение священника заменило родительское. Брак, с одной стороны, признавался священным, а с другой - считался греховным. На свадьбе в большинстве общин было запрещено присутствовать небрачной молодёжи. Обязательными на свадьбе считались водка, медовые пряники и блюда с грибами.

старообрядцы в белоруссий трикотаж

Старообрядцы в Белоруссии Информацию О

Традиции и духовное наследие старообрядческой культуры составляет уникальное своеобразие гомельского региона.

Старая вера — против новых реформ

1 января мы отметили Новый Год, 14 января многие празднуют еще и "старый" Новый Год. А вот некоторые встречают Новый Год 1 сентября. Это приверженцы старинной веры, более известные у нас как старообрядцы, или староверы. И на календаре старообрядцев некоторых толков сегодня 7525 год от сотворения мира. Как и когда старообрядцы появились в наших краях и чем они живут сейчас?

В 1666 году московский патриарх Никон решил провести реформы. "Западник" Никон захотел приблизить древнюю православную обрядность времен Киевской Руси к современным ему греческим образцам, что вызвало в народе мощное движение протеста. Приверженцы старой веры получили тогда имя "старообрядцев". Впрочем, патриарх и царская власть предпочитали именовать их "раскольниками" и начали подвергать жестоким преследованиям. При этом разногласия были чисто обрядовыми — существенных догматических различий между старообрядцами и "никонианами" не было. Протест, религиозный по форме, был скорее социальным по содержанию — против усиления самодержавного государства, закрепощения крестьян и угнетения горожан. Да еще против иноземных купцов-"немчинов", дышавших не только смрадным табачным зельем, но и разорительной для русских купцов конкуренцией. Как бы там ни было, но от гонений "никониан" часть старообрядцев подалась в бега — многие осели в приграничных землях Великого княжества Литовского.

На острове реки Сож около 1685 года возник новый старообрядческий центр — Ветковская слобода. Ее основали иерей Кузьма, бывший настоятель церкви Всех Святых в Москве на Кулишках, и священник из Белева Стефан. Поскольку среди прибывших "на Ветку" беглых было много купцов и ремесленников из Москвы, они и центральное место своей столицы в изгнании назвали Красной площадью. В Гомеле также выросли зажиточные старообрядческие слободы.

Пока сторонники старой русской веры в самой России укрывались в глухих лесных скитах и жили в подполье — в буквальном смысле этого слова, — в погребах и подземельях, их оказавшиеся в Беларуси собратья процветали. В Ветке и Гомеле развивались ремесла и торговля, сложилась даже своя ветковская школа иконописи. Ветка стала столицей всего русского старообрядчества "беглопоповского" толка. По своему населению Ветка с окрестными слободами в те времена была сопоставима с Киевом! Но в 1734 году была окружена войсками, посланными императрицей Анной Иоанновной, и дотла сожжена. Население было введено на территорию Российской империи.

Вторая "выгонка" повторилась при Екатерине II в 1765 году — и после нее столица раскола уже не оправилась. Именно во время этой второй карательной экспедиции в Ветку впервые попал Емельян Пугачев, тогда еще — казак на царевой службе. Второй раз он побывал в Ветке и Гомеле в августе 1772 года, когда уже сам находился в бегах. Существует мнение, что план восстания для Пугачева, включая его "самопровозглашение" чудесно спасшимся царем Петром III, разработали именно ветковские старцы. Тесные связи местных старообрядцев с казачьим Доном установились еще в конце XVII века, именно в Ветке варили миро для донских скитов. В качестве доказательства его "августейшего происхождения" ветковчане передали будущему грозному "крестьянскому царю" подлинное знамя Голштинской гвардии Петра III.

© Sputnik / РИА Новости

Картина М.И.Авилова "Подвоз пушек Пугачеву"

Некогда под Гомелем, в дремучем лесу, нашли спасение беглые старообрядцы, основавшие тут свой скит. Название он получил соответствующее — Спасов монастырек. В находившейся здесь же Ильинской церкви, согласно легенде, молился Емельян Пугачев. Ильинский храм и поныне стоит на высоком косогоре возле берега Сожа и как молчаливый столп глубокой старины подпирает небо золочеными куполами…

Буйство и разгул

Но у района "Монастырек" до последних лет была и другая слава — криминальная. Появиться вечером в его запутанных переулках было занятием не для слабонервных. Из "монастырьковских" вышел и костяк одной из знаменитых гомельских ОПГ "лихих" 90-х — группировки "Коли Солдата"…

Действительно, гомельские старообрядцы отличались буйным нравом. В Речи Посполитой, в состав которой долго входили Гомель и Ветка, земельные магнаты нередко вели настоящие феодальные войны между собой. Но стоило нанять воинственных староверов, как это делали, например, владельцы Ветковщины паны Халецкие — и победа над любым кичливым противником была гарантирована.

При этом старообрядцы были абсолютными трезвенниками — не только алкоголь, но даже чай не употребляли. И самоваров в своем дому не держали, "яко кипящую и дымящую змею". Только на старообрядческом соборе 1908 года было не без труда было достигнуто согласие — умеренное употребление водки, чая и сахара не считать грехом.

Снова в России

После присоединения в 1772 году Гомеля к Российской империи последние, кто этому радовался в городе, были старообрядцы. Ведь теперь они снова подпадали под власть "никониан". Но постепенно все утряслось. Новый владелец Гомеля, государственный канцлер России, граф Николай Румянцев был большой любитель старины и всякой экзотики. К старообрядцам он относился с нескрываемой симпатией, считал их "лучшим и трудолюбивейшим элементом населения", писал первый исследователь истории Гомеля А. Виноградов. Румянцев нередко жертвовал на их нужды и землю, и лес, и строительные материалы, за что старообрядцы встречали его с царскими почестями, выходя за ограду с крестами, иконами и зажженными свечами при колокольном звоне и пении духовных песен. Граф контролировал монастырскую жизнь всесторонне, так как старообрядцы считались его крепостными.

Но если одним староверам в качестве новых владельцев доставались такие просвещенные деятели, как Румянцев, то другим везло меньше. В 1829 году старообрядцы Ветки и Косицкой слободы подняли восстание против властей и польской княгини Любомирской, которая попыталась обратить их в своих крепостных. Не случайно, что во время восстания 1863 года старообрядцы Гомеля за свой счет снарядили полусотню конных ратников для борьбы с повстанческими отрядами. Кстати говоря, белорусских революционеров типа "Чырвонага жонда" и Константина Калиновского на Гомельщине не было — действовавшие тут повстанцы считали себя поляками и просто намеревались восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года.

Между тем и от царского правительства гомельские староверы также не видели много хорошего. Их храмы и иконы, правда, теперь уже не сжигали, и их самих не депортировали — как это было во времена Анны Иоанновны в XVIII веке. Но и строить новые "раскольничьи" церкви тоже не разрешали. А старые — постепенно закрывали. Так, в Ново-Белице в 1850 году был ликвидирован старообрядческий Пахомьев скит, а его церковь — передана официальным церковным властям. В том же году по высочайшему повелению Николая I была закрыта Ильинская церковь и женский Спасов монастырь. Поэтому часть гомельских старообрядцев в 1852 году, при проезде царя через Гомель, подала ему челобитную о принятии так называемого "единоверия" с государственной церковью. Единоверческими стали и "пугачевская" Ильинская церковь, и монастырь в Ченках, выросший на месте глухого лесного скита. Но истовые старообрядцы в гомельских слободах с красноречивыми названиями "Монастырек" и "Спасова слобода" продолжали справлять свои службы в деревянных молельнях и частных домах.

© Sputnik Юрий Глушаков

Только революция 1905 года вынудила Николая II даровать подданным свободу совести. В 1905 году была построена старообрядческая Преображенская церковь. При этом значительная часть староверов, отличавшихся жестким консерватизмом, революцию не только не поддержала, но и рьяно выступала против "бунтовщиков". Гомельское отделение печально известного "Союза русского народа" возглавлял как раз строительный подрядчик из старообрядцев Аким Давыдов, а костяк его боевиков составляли молодцы из Монастырька, не дураки выпить и подраться. В то же время "сознательная" молодежь из староверческих семей двинулась в революцию и боролась с ненавистной им царской властью с той же страстностью, что и протопоп Аваакум в свое время. Выходцы из Ветки братья Малеевы стали известными эсеровскими боевиками, принимали участие в подготовке покушения на Столыпина. В 1917 году Иван Малеев был избран депутатом Учредительного собрания.

Крест и бандиты

На месте деревянного молитвенного дома староверов ветковского беглопоповского толка в Гомеле еще до революции была построена земская больница (ныне — Гомельская городская больница скорой медицинской помощи). При Советской власти на месте другой старообрядческой молельни в Монастырьке была сооружена первая гомельская электростанция. Из-за этого взорвавшего патриархальный быт события несколько проживавших там же в своих домах семей в своем возмущении дошли до Ленина. После чего личным распоряжением Ильича им были выделены земельные участки — вдвое больше, чем были, и оказана государственная помощь при возведении нового жилья. В годы антирелигиозных гонений 30-х годов Ильинская церковь была закрыта, возобновила работу во время немецкой оккупации и больше уже ее не прекращала. Никольская православная церковь в Гомеле не закрывалась никогда.

Не секрет, что многим староверам был присущ бытовой антисемитизм. Но они же укрывали евреев в Монастырьке во время стрекопытовского погрома в марте 1919 года. В 1920-х годах старообрядец из гомельского района "Залиния" Артамон Павлович Широков работал торговым агентом. Один раз он отправился на закупку товара в соседнюю Черниговскую губернию вместе с напарником — евреем Марголиным. На лесной дороге их остановили бандиты. "Товар ваш конфискуем, а вас, жидов — будем вешать", — заявили вышедшие из леса хлопцы с обрезами. "Я — христианин", — вытащил из-под рубашки свой крест Широков. "Хорошо, иди. А этого — на сосну", — распорядился атаман. "Тогда вешайте и меня", — уперся Артамон. И, желая спасти товарища, пошел на купеческую хитрость и преувеличения: "Если без него вернусь, меня все равно в расход пустят". Бандиты были так ошарашены — то ли самоотверженностью Широкова, то ли "жесткими" порядками "Совдепии", что отпустили их обоих. Как вспоминает внук храброго торгового агента, гомельчанин Владимир Пашук, Марголины, жившие с Широковыми на одной улице Бочкина, всю оставшуюся жизнь благодарили соседей за спасение…

© Sputnik Юрий Глушаков

А еще, по бытующей в одной из гомельских семей легенде, прототипом печника Ивана Денисовича из одноименного рассказа Александра Солженицына послужил их дедушка, гомельский старообрядец Афанасий Корнеевич Шилов. Он отбывал наказание в одном лагере с Александром Исаевичем, и, как и герой Нобелевского лауреата, работал там печником.

Старообрядцы и современность

Сегодня в Гомеле по-прежнему действует два старообрядческих храма — Ильинская церковь на улице Комиссарова и Преображенская церковь на улице Пролетарской. Храмы принадлежат разным старообрядческим толкам — в Ильинской церкви собираются приверженцы Белокриницкого австрийского протвоокружнического согласия, в Преображенской — "древлеправославные христиане" австрийского окружнического согласия. Ильинская церковь в 90-е годы являлась самой посещаемой старообрядческой церковью в Беларуси, центр ее епархии находится в Клинцах и Новозыбкове РФ.

Реликты старой веры заметны и в селах и деревнях Гомельщины. Встречаются здесь старинные погосты, на которых кресты стоят в ногах усопшего. Местные с суеверным страхом в глазах говорят: "Это чтобы покойнику было удобней вставать из могилы в день Страшного Суда…".

© Public Domain.

Вячеслав Рассохин, "За упокой"

Порядки в Преображенской церкви строгие. Непосвященных гостей, например, пускают только до середины храма. Не исключено, что по этой причине и прихожане здесь — в основном люди пожилые. Обряды и посты в старообрядческой общине суровее, чем в традиционном православии. Так, при крещении младенца с головой окунают в бочку с водой. А его родители перед таинством крещения должны выдержать длительный пост и причаститься. Всего же в году старообрядцы должны поститься более 200 дней, ежедневно идти к утренней службе к 6 часам — не завтракая. Но, возможно, именно такое ревностное отношение к строжайшему соблюдению всех правил и канонов и позволило старообрядцам сохранить свою веру в первозданном виде.

"С бритоусцем и всяким скобленым рылом не водись", — говорили в старину. Но сегодня из многих былых запретов — на чтение светских газет, просмотр телевидения — мало что осталось. А ведь ранее даже после посещения дома старообрядца "мирским" человеком полагалось кропить это место святой водой.

При всем этом многим гомельским старообрядцам старшего поколения свойственна какая-то особая, из глубины души идущая доброта…

Сокровища прошлого

Жемчужиной Гомеля, безусловно, является парк и дворец Румянцевых-Паскевичей. Незадолго до 2000 года ковш экватора под Гомелем случайно зачерпнул из земли золотую и серебряную церковную утварь. Теперь находки с места бывшего Ченковского монастыря выставлены в Гомельском дворце. Что тоже, наверное, символично — об особых отношениях графа Николая Румянцева и старообрядцев мы уже говорили. Директор ГИКУ "Гомельский дворцово-парковый ансамбль" Александр Гостев не без оснований считает Ченковский клад одним из самых ценных экспонатов. В музейной витрине мерцает золотом большая чаша для причастия с именными медальонами давно усопших иноков, лежат серебряные дискосы и звездицы XVIII-XIX столетия. Найденные там же серебряные кресты вообще были изготовлены по образцам времен Ивана Грозного. Не случайно, что вооруженные металлоискателями "черные копатели" до последнего времени рыскали по местам былых монастырей и старообрядческих скитов на Гомельщине.

© Sputnik Юрий Глушаков

Предметы из Ченковского клада в ГИКУ "Гомельский дворцово-парковый ансамбль"

Одно можно сказать точно — яркие и самобытные старообрядческие искусство и культура до сего дня остаются настоящей сокровищницей Гомеля.



В Гомеле и области предостаточно мест, связанных с жизнью старообрядцев (староверов).

Суть вопроса

Что это было за явление?

Обобщая написанное в различных источниках, можно сказать, что старообрядчество (древлеправославие) - совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 50-60 годах XVII века патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего - с Церковью константинопольской, а фактически создавала условия для секуляризации (изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению).

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками». В XX веке позиция Московской патриархии по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года», наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы «яко не бывшие».

Спасова слобода

Жили старообрядцы и в нашем городе, причём, как и в других местах, очень компактно.

Спасова слобода как посёлок или посад сформировалась, тогда ещё на окраине Гомеля, уже к началу XVIII века, и занимала пространство, ограниченное ныне улицами Комиссарова (ранее - Береговая, затем - князя Паскевича, Плеханова (ранее - Спасская) и Фрунзе (ранее - Свечная). Главную улицу Спасовой слободы, проходившую посреди посёлка, в начале XIX века граф Николай Петрович Румянцев в честь своего отца назвал Фельдмаршальской, ныне это улица Пролетарская.

В своё время этот район представлял собой типичный русский посад с пёстрыми деревянными домиками, утопающими в зелени. Везде чистота и порядок, цветы во дворах, палисадниках и на окнах, скамейки с подлокотниками и навесы над калитками. И ещё непременно восьмиконечный крест или образок над каждыми воротами. Сами жители Спасовой слободы считались в городе людьми зажиточными и достаточно влиятельными.

Первые дома старообрядцев появились здесь ещё в XVII веке, когда через границу, разделяющую Великое княжество Литовское (куда входил тогда Гомель) и Российское государство, началась массовая миграция староверов, искавших возможности свободно отправлять свои богослужения. Часть названия «Спасова» произошло из-за того, что некоторые староверы (чернецы) в центре посёлка жили в скиту, который назывался Спасовым, из-за воздвигнутой здесь старообрядческой церкви во имя Преображения Господня. Большая же часть раскольников жила за стенами скита в посёлке или слободе. Слово «слобода» изначально обозначало пригородное поселение, жители которого пользовались свободой - не находились в личной зависимости от кого-либо.


В 1794 году на месте ранее разобранной церкви Преображения Господня старообрядцами была построена и освещена Ильинская церковь, действующая по сей день и являющаяся самым старым сохранившимся старообрядческим храмом в Беларуси. Её отличает необычность формы - состоит из трёх срубов, поставленных один за другим по одной оси: притвор, средний сруб и пятигранная алтарная апсида. Средний сруб, самый крупный, квадратный в разрезе, вверху переходит в восьмиугольник, что добавляет объём. В главной части церкви над входом установлена колокольня. Её верхняя часть под невысоким куполом опирается на восемь столбов. Объёмы накрыты выгнутыми крышами и гранёными куполами, над алтарём - многоскатная крыша. Внутренняя отделка и наполнение храма незатейливы и небогаты. Главный вход осуществляется через застеклённую веранду (раньше была открытая). По некоторым данным в этой церкви дважды побывал и помолился всем известный Емельян Пугачёв.

А улица Фельдмаршальская вплоть до революционных событий начала XX века считалась одной из центральных в городе. В советские времена она (уже как Пролетарская) потеряла своё значение, а сам район был известен больницей скорой помощи, музпедучилищем и Институтом леса.

В наше время колорит староверческого посада почти не виден. Но он есть, достаточно только более внимательно приглядеться к отдельным ещё сохранившимся с тех времён домикам, находящимся в частном секторе, а также некоторым более крупным зданиям. Второй храм староверов - Преображенская церковь (Гомельский древлеправославный приход Спасо-Преображенской церкви), перестроенная в своё время под хозяйственно-административное здание, сейчас реконструирована и находится на улице Пролетарской, за региональным центром занятости населения, во дворе.

В последние годы площадь частного сектора в центре города становится всё меньше. В пределах территории бывшей Спасовой слободы в связи с реконструкцией автомобильного моста через Сож и расширением улицы Фрунзе произошла существенная «подрезка» района, почти до самой Ильинской церкви, которая пока возвышается как бы в центре некоего оазиса из частных домов. Почти как в прежние времена.

Ветка

Селились староверы и в других местах, где их не могли бы достать гонения, в том числе и в окрестностях Гомеля.

В 1682 году, после неудачного выступления стрельцов в Москве, правительство царевны Софьи издало указ о сыске и высылке беглых людей (старообрядцев), живущих в Стародубских слободах. Руководители стародубского старообрядчества Козьма Московский и Стефан Белёвский со своими единомышленниками решают уйти в Речь Посполитую, где на острове Ветка при впадении одноимённой реки в Сож на землях пана Халецкого основывают старообрядческое поселение, в котором была построена часовня, а позже и монастырь.


Насчёт названия «Ветка» существует древняя легенда, связанная с появлением в этих местах старообрядцев: «Плыли беженцы по большой реке, не ведая, где прибиться к берегу, а потом старейшины предложили бросить на воду веточку. Где она прибьётся, там лодка и остановится. Прибилась веточка к левому берегу, вышел народ на сушу, а вокруг болото. Но духом не упали старообрядцы, поставили на дерево икону и стали возводить свои слободы. Вот так возник город Ветка».

Со временем Ветковская слобода становится крупным духовным центром староверия, влияние которого в течение всего XVIII века распространялось по всей России и Восточной Польше.

В наше время Ветка - районный центр в Гомельской области, на всю страну известный своим музеем старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова (до декабря 2012 года - Ветковский государственный музей народного творчества).